Ki-109 "Hiryu"
Тяжелый истребитель-перехватчик
Mitsubishi
Mitsubishi Ki-109, двухдвигательный тяжелый истребитель-перехватчик, разработанный фирмой Mitsubishi на основе тяжелого бомбардировщика Ki-67, и служивший в Имперских армейских воздушных силах Японии IJAAF (Imperial Japanese Army Air Force).
Главный конструктор Kyunosuke Ozawa. Первый полет прототипа состоялся в феврале 1944 года.
В конце 1943 года японской разведке удалось получить весьма подробные сведения о новом тяжелом бомбардировщике США B-29 "Superfortress", который предполагалось использовать для массированных стратегических налетов на Японию. В ответ на это необходимо было создать тяжёлый истребитель - перехватчик, способный уничтожать высотные, хорошо вооруженные машины американцев. Создавать машину с нуля? Но на это уже не оставалось времени.
Специалисты 1-го авиационного арсенала японской армии в городе Тачикава пришли к выводы, что для этих целей подойдет хорошо зарекомендовавший себя тяжелый бомбардировщик Ki-67, который к тому времени продемонстрировал отличные скоростные и маневренные характеристики. Проект получил обозначение Ki-109 и предусматривал два варианта: Ki-109a - "killer" с парой 37-мм пушек Но-203, установленных с наклоном под фюзеляжем, и Ki-109b - "hunter" с локатором и 40-см зенитным прожектором. Однако вскоре проект пересмотрели - по предложению майора Сакамото было решено установить на Ki-67 обычную 75-мм зенитку "тип 88". Предполагалось, что дальность стрельбы этой пушки, более 1 км, позволит истребителям действовать не входя в зону оборонительного огня.
Так как воздушный штаб армии предполагал, что B-29 будут действовать без прикрытия истребителей, то проект сочли удачным. Работы были одобрены в январе 1944 года, а самолет сохранил обозначение Ki-109.
Команда конструкторов Mitsubishi во главе с главным инженером проекта Kyunosuke Ozawa разработали новый нос и укрепили фюзеляж Ki-109, сохранив все огневые точки. Первый опытный самолет был готов в августе 1944 г., а через два месяца B-29 совершили свой первый налет на Японию. Наземные и воздушные огневые испытания проводил майор Макиура из состава авиационного института в Тачикаве. Испытания оказались успешными, и последовал заказ на 44 самолета. Первые 22 были оснащены двумя 1900-сильными двигателями Мицубиси Ha-104 воздушного охлаждения. Последующие самолеты планировалось оснастить Ha-104 Ru с турбокомпрессорами Ru-3, что должно было улучшить высотные характеристики истребителя, столь важные для перехвата B-29. Эти двигатели были испытаны еще на втором опытном Ki-109, но реально серийные машины их не получили.
Единственной проблемой Ki-109 был его слишком большой вес, что резко снижало скороподъемность самолета. Для перехватчика это было недопустимо. Чтобы поднять скороподъемность на первом опытном самолете в бомбоотсек ставились твердотопливные ускорители, но эта схема не была принята. Начиная с третьего Ki-109, башни были сняты, а бомбоотсек - заделан. Уменьшили запас топлива (с 5116 л до 2152 л). Боезапас пушки состоял из 15 снарядов. Орудие вручную перезаряжал второй пилот. Оборонительное вооружение состояло из 12,7-мм пулемета "тип 1" Ho-103 в хвостовой установке.
Несмотря на недостаточные высотные характеристики, Ki-109 были приняты на вооружение 107-го сентая, но ко времени поступления достаточного числа таких истребителей B-29 уже перешли к ночным налетам с небольших высот и Ki-109 остался не у дел. 107-й сентай расформировали 30 июля 1945 года, воздушных побед за ним не числится.
|