Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

Ki-102 Randy
Истребитель-штурмовик
Kawasaki

Ki-102 Randy

Ki-102 Randy - тяжелый двухмоторный цельнометаллический истребитель-штурмовик. Первый полет - весна 1944 года, эксплуатация - с осени 1944 года и до конца войны.

В конце 1942 года работы над улучшенным Ki-45-II были свернуты и на его базе принято решение разрабатывать одноместный тяжелый двухмоторный истребитель Ki-96. В сентябре 1943 года его испытания показали удовлетворительные лётные данные, однако армейское командование в очередной раз изменило свои взгляды и на базе Ki-96 было принято разрабатывать уже двухместный штурмовик. В августе 1943 года проект получил обозначение Ki-102.

Новый самолет получил дополнительное бронирование и мощное вооружение. Силовая установка состояла из двух мощных 1500 сильных двигателя Mitsubishi Ha-112-II. Первый полет в марте 1944 года и в октябре 1944 года самолет был запущен в серию под обозначением «Армейский штурмовик Тип-4 (Ki-102b)».

Конструктивно штурмовик-истребитель Ki-102 представлял собой цельнометаллический моноплан. Крыло двухлонжеронное. Во внешних консолях между лонжеронами располагались два протектированных топливных бака по 170 литров. Еще два бака по 285 литров были размещены в центроплане также между лонжеронами. В передней кромке центропланной секции располагались еще по баку емкостью 80 литров. Основной 720-литровый бак размещался в фюзеляже между кабинами пилота и стрелка. По обе стороны бака к лонжеронам крепились две бронеплиты толщиной по 12 мм, являвшимися одновременно противопожарными перегородками.

По задней кромке крыла располагались закрылки, являющиеся одновременно и воздушными тормозами на пикировании. Посредством гидропривода закрылки могли отклоняться на угол до 50°. Пикирование допускалось под углом до 60° при безопасной скорости до 720 км/ч.

Шасси трехстоечное. Основные стойки убирались назад в мотогондолы, хвостовая стойка на самолетах первых серий убиралась назад в нишу хвостовой части фюзеляжа, закрываясь створками. На машинах более позднего выпуска хвостовая стойка была удлинена для возможности подвески бомб крупного калибра, при этом стойка стала неубираемой.

Модификации.

• Ki-102b - штурмовик; вооружен одной 57-мм пушкой Ho-401, двумя 20-мм пушками Ho-5 и одним 12,7-мм пулеметом Ho-103 (Type 1) для стрельбы назад.

• Ki-102a - высотный истребитель; вооружение из одной 37-мм пушки Ho-204 и двух 20-мм пушек Ho-5, Силовая установка - два двигателя Mitsubishi Ha-112-II-Ru - с турбокомпрессорами, на высоте 8200 м развивающие мощность 1250 л.с. В серию самолет не пошел, всего поступили в войска 15 самолетов, переделанных из Ki-102b.

• Ki-102c - вариант ночного истребителя с крылом увеличенного размаха, удлиненным фюзеляжем, новым хвостовым оперением, РЛС и вооружением из двух 30-мм пушек Ho-155 и двух 20-мм Ho-5 и одной-двух наклонных 30-мм Но-155, двигатель Hа-112-II-RU; построено два самолета.

Бомбовое вооружение размещалось только на внешней подвеске под фюзеляжем на двух универсальных пилонах, для мелких бомб массой до 250 кг включительно или на одном пилоне для бомб массой 500 или 800 кг.

Весной 1944 года два самолета Ki-102b были оснащены специально разработанными герметичными кабинами и новым оперением, став таким образом прототипами новой модели японского высотного истребителя - Ki-108. На них устанавливались двигатели Mitsubishi Ha-112-II Ru с турбокомпрессорами, вооружение состояло из одной 37-мм пушки Но-203 и двух 20-мм пушек Но-5, однако из-за проблем с турбокомпрессорами и постоянных налётов американской авиации их лётные испытания завершить не успели.

Боевое применение. Штурмовик Kawasaki Ki-102 являлся, пожалуй, самым мощным и защищенным самолетом в Японии. Большинство выпущенных машин было выведено в резерв - их берегли на случай вторжения западных союзников на Японские острова. В боях, в частности в сражении за Окинаву, использовалось лишь небольшое количество истребителей Ki-102.

У союзников самолет получил кодовое обозначение — «Randy» («Рэнди»). Всего произведено 238 самолетов.


Kawasaki Ki-102b
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 15,6
Площадь крыла, м² 34
Длина самолета, м 11,5
Высота самолета, м 3,7
Силовая установка
2×ПД Mitsubishi Ha-112 II
Мощность, л.с. 2×1500
Массы и нагрузки, кг
Пустого самолета 4950
Нормальная взлетная 7300
Летные данные
Max. скорость, км/ч 580
Max. скороподъемность, м/мин 725
Практический потолок, м 10000
Практическая дальность, км 2000
Фото Описание

Схема истребителя-штурмовика Ki-102b

Схема истребителя-штурмовика Ki-102c

Компоновочная схема Ki-102c. В фюзеляже показан основной 720 литровый топливный бак.

Схема Ki-96, Ki-108.

Одноместный тяжелый истребитель Ki-96

Ki-102b на стоянке

Источники

  • Штурмовик Kawasaki Ki-102 "Randy". /Евгений Аранов, Дарья Шкирматова/
  • "Авиация Японии." /А. Фирсов/
  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/