J2M "Raiden"
Истребитель-перехватчикь
Mitsubishi
© Михаил Быков
Mitsubishi Raiden J2M-3 Model 21, 302 Kokutai, весна 1945 г.
Самолет «Райден» (Удар грома) был сконструирован в качестве преемника легендарного "Зеро", однако первоначалные ожидания не оправдались.
Работа над машиной шла очень долго, и когда истребитель был принят наконец на воооружение, оказалось, что он лишь ненамного превосходит своего предшественника.
Разработка самолета, осложненная техническими проблемами, продвигалась вперед крайне медленно, в первую очередь из-за того, что приоритет в работах по-прежнему отдавался совершенствованию истребителя «Зеро». Поэтому первый опытный образец перехватчика, обозначенного J2M1, впервые поднялся в воздух лишь 20 марта 1942 года.
Последующая модификация J2M2 имела новый более мощный двигатель MK4R-A 1800 л. с. Благодаря его конструкции удалось улучшить обзор из кабины, от длинного вала отказались (двигатель имел свой вентилятор охлаждения), его носовая часть стала короче. Следует отметить, что мотор MK4R-A имел индивидуальные выхлопные патрубки цилиндров и впервые в Японии был оснащен системой впрыска водно-метаноловой смеси для кратковременного повышения мощности. Вместо прежнего трехлопастного воздушного винта установили четырехлопастной. Модернизированный самолет получил обозначение J2M2 и в октябре 1942 года был принят на вооружение японского флота как «морской истребитель-перехватчик тип 2 модель 11». Тогда же ему присвоили название «Райден».
В марте 1943 года количество изготовленных «Райденов» составило всего 14 экземпляров, включая опытные образцы, еще через год их число достигло 141. Параллельно с J2M2 фирма «Мицубиси» наладила выпуск четырехпушечного J2M3, который позднее стал основным вариантом «Райдена». Фюзеляжные пулеметы сняли, а в крыле усиленной конструкции разместили четыре 20-мм пушки «тип 99» (две из них «модели 2» расположили в подкрыльевых обтекателях, а еще две «модели 1» с меньшим темпом стрельбы смонтировали непосредственно в плоскостях крыла).
В небольшом количестве выпускался J2M5, оснащенный двигателем MK4U-A «Касей» 26а с приводным трехскоростным нагнетателем. Эта модификация носила также обозначение «модель 33» и отличалась более широким фонарем кабины с улучшенным обзором. Из всех «Райденов» J2M5 был самым скоростным - на высоте 6800 м его скорость достигала 615 км/ч. Выше мощность двигателя быстро уменьшалась. Если на взлете она составляла 1820 л. с., то на высоте 7200 м мощность мотора падала до 1310 л. с. Летные испытания J2M5 начались в мае 1944 года, когда в преддверии американских воздушных налетов на Японию возросла потребность императорского флота в истребителях-перехватчиках. В связи с этим выпуск «Райденов» вновь получил необходимый приоритет.
Однако сложности с поставками сырья, отсутствие необходимых комплектующих агрегатов из-за постоянных бомбардировок японских промышленных предприятий сильно повлияли на количество выпущенных «Райденов».
До конца войны фирма «Мицубиси» построила только 476 истребителей этого типа, в том числе 155 J2M2, 260 J2M3 и 34 J2M5.
|
J2M2 |
J2M3 |
Экипаж, чел. |
1 |
1 |
Геометрия |
Размах крыла, м |
10.80 |
10.80 |
Площадь крыла, м2 |
20.05 |
20.05 |
Длина самолета, м |
9.69 |
9.94 |
Высота самолета, м |
3.95 |
3.95 |
Массы, кг |
Пустого |
2350 |
2460 |
Нормальная |
3210 |
3435 |
Силовая установка |
1xПД Mitsubishi MK4R-A |
13 |
23а |
Мощность, л.с. |
1800 |
1800 |
Лётные данные |
Максимальная скорость |
Максимальная скорость, км/ч |
590 |
580 |
на высоте, м |
5450 |
5300 |
Время набора высоты 6000м мин |
5.6 |
6.2 |
Практический потолок, м |
11 700 |
11 700 |
Дальность полета max, км |
925 |
925 |
Вооружение |
20-мм пушки тип 99/модель 1 |
2 |
2 |
20-мм пушки тип 99/модель 2 |
2 |
2 |
Бомб, кг |
2x60 |
2x60 |
Источники
- "50 лучших истребителей Второй мировой войны" /Корнюхин Г.В./
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
|