Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

H6K Mavis
Летающая лодка
Kawanishi

Kawanishi H6K в полете

Kawanishi H6K. (飛行艇) Mavis («Певчий дрозд»). Цельнометаллическая дальняя четырёхмоторная летающая лодка «97» ВМС Императорской Японии разработана фирмой Kawanishi под руководством Сизуо Кикухара. Первый прототип летающей лодки H6K1 был изготовлен к июлю 1936 года, а 14 июля летчик-испытатель фирмы Kawanishi Кацуи Кондо поднял его в воздух. Летные испытания подтвердили ожидания конструкторов, и 25 июля 1936 г. самолет был передан заказчику.

Конструктивно самолет представлял собой четырехмоторный цельнометаллический верхнеплан с крылом типа "парасоль", крепившимся к фюзеляжу посредством перевернутых V-образных стоек и подкосов. В качестве силовой установки разработчики выбрали двигатели Накадзима Хикари 2 мощностью 840 л. с. Двухреданный фюзеляж H6K1 напоминал по своей конструкции британские летающие лодки Шорт. Японские конструкторы, командированные в Великобританию на авиастроительную фирму "Шорт Бразерс", "вынесли" оттуда все лучшее и у себя на родине не стали "изобретать велосипед". Характерной особенностью нового самолета стало применение крыла необычно большого удлинения и размаха. Это позволило разместить в крыле шесть топливных баков общей емкостью 7765 литров. На последующих модификациях H6K4 ёмкость топливных баков достигала 13409, что позволяло достигать впечатляющей дальности.

Силовая установка. В качестве силовой установки разработчики выбрали двигатели Накадзима Хикари 2 мощностью 840 л.с., однако их мощность оказалась недостаточной. Проблемы с недостаточной мощностью силовой установки были решены установкой более мощных двигателей 14-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения Мицубиси MK8D Кинсей 45 мощностью 1000 л.с., вращающих трехлопастные воздушные винты изменяемого шага диаметром 5,2 метра. На H6K5 модель 23 устанавливались еще более мощные двигатели Мицубиси Кинсей 51 или 53 мощностью 1300 л. с, при этом мощность силовой установки составляла 5200 л. с.

Вооружение H6K5. Четыре 7,7 мм пулемета тип 92 в носовой и верхней башнях и двух боковых блистерах, одна 20 мм пушка тип 99 модель 1 в хвостовой башне (три 7,7 мм пулемета на передней турели, верхней и задней башнях); 2 × 800 кг торпеды или до 1000 кг бомб.

Боевое применение. На первых порах эффективность действий летающих лодок этого типа в качестве бомбардировщиков была весьма высока, но затем в условиях усилившегося противодействия со стороны противника она начала снижаться. Из-за отсутствия бронирования рабочих мест экипажа и протектирования топливных баков самолеты H6K становились легкой добычей истребителей союзников, поэтому вскоре они перестали выполнять такие задачи. Зато в качестве дальнего разведчика, когда вероятность встречи с истребителями противника была небольшой, летающие лодки действовали очень успешно. На огромных просторах Тихого океана большая продолжительность полета H6K пришлась как нельзя кстати. Начиная со второй половины 1942 года "Мэйвисы" начали вытесняться из частей первой линии более совершенными лодками Н8К. Высвобождающиеся машины переводились на выполнение задач по патрулированию океанских просторов. По крайней мере три лодки H6K на рубеже 1942-1943 годов были оборудованы поисковыми радиолокаторами (впервые примененными в Японских ВВС Императорского флота).

У союзников летающие лодки получили кодовое обозначение «Mavis» («Певчий дрозд»). Всего за 1938-1942 годы было произведено 215 летающих лодок H6K всех модификаций.


Летно-технические данные H6K5
Экипаж 9 чел.
Размеры.
Длина самолета, м 25,625
Высота самолета, м 6,27
Размах крыла, м 40,00
Площадь крыла, м² 170,0
Силовая установка
4×ПД Mitsubishi Kinsei 51 или 52 4×1300 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 12380
Нормальная взлетная 1750
Максимальная взлетная 23000
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 380
Крейсерская скорость, км/ч 255
Максимальная скороподъемность, м/ мин 375
Практический потолок, м 9560
Практическая дальность, км 4870
Фото Описание

Схема Kawanishi H6K5

Kawanishi H6K в полёте

Модификации H6K

  • H6K2 Модель 2 (с апреля 1940 года - H6K2 Модель 11) - предсерийная партия, произведенная в 1939 году в количестве 10 машин. Самолеты этого варианта были практически идентичны прототипам, единственное отличие - состав и размещение бортового оборудования. Два экземпляра (седьмой и восьмой) были переделаны в транспортные машины H6K2-L.
  • H6K2-L - транспортный вариант на базе H6K2. С 1940 по 1942 год было изготовлено 16 самолетов. Они были рассчитаны на перевозку 10-18 пассажиров, экипаж уменьшился до восьми человек. Вооружение отcутствовало.
  • H6KЗ Модель 12 - транспортный вариант. Построено два экземпляра, которые использовались в качестве транспортных машин для перевозки высшего командного состава императорского военно-морского флота Японии.
  • H6K4 - первая по-настоящему массовая модификация, выпускавшаяся в период с 1939 года по 1942 год. 127 построенных летающих лодок этого варианта отличались от предшественников увеличенным с 7765 литра до 13409 литров запасом топлива и усиленным вооружением. Надфюзеляжная стрелковая башня была заменена двумя боковыми блистерами с 7,7-мм пулеметами Тип 92 в каждом, еще по одному такому же пулемету было установлено в двух открытых (носовой и верхней) турелях, а в хвостовой части вместо пулемета была размещена 20-мм пушка Тип 99 Модель 1. Первоначально самолеты этой модификации (вариант H6K4 Модель 22) оснащались двигателями Мицубиси Кинсей 43 мощностью 1000 л.с., в августе 1941 года им на смену пришли усовершенствованные моторы Кинсей 46 той же мощности. Летающие лодки с новыми двигателями получили обозначение H6K4 Модель 23.
  • H6K4-L - транспортный вариант на базе H6K4. В 1942-1943 годах было изготовлено 20 самолетов, еще два были получены в результате переделки стандартных лодок H6K4. От транспортных летающих лодок более ранних вариантов они отличались лишь рядом мелких деталей.
  • H6K5 Модель 23 - модификация с двигателями (Мицубиси Кинсей 51 или 53 мощностью 1300 л.с). До февраля 1942 года, когда на заводе "Каваниси" в Наруо приступили к производству летающих лодок Н8К, было построено 36 самолетов этого варианта. Вместо открытой носовой огневой точки на них устанавливалась закрытая вращающаяся башенка с 7,7-мм пулеметом.

Источники

  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О.В. Дорошкеквич/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/