Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

G8N "Renzan"
Тяжелый бомбардировщик
Nakadjima

G8N Renzan

G5N Shinzan (Распадок). В конце 1930-х годов командование авиации императорского военно-морского флота Японии пришло к выводу о необходимости иметь на вооружении тяжёлый бомбардировщик, способный решать задачи стратегического характера. Понимая это, в 1938 году Кайгун Коку Хомбу сформулировал требования 13-Си на новый бомбардировщик, дальность полета которого должна была составлять порядка 5556-6482 км (3000-3500 морских миль). Единственным способом достижения такой дальности — наряду с увеличенной по сравнению с G3M и G4M бомбовой нагрузкой (2000-4000 кг) — было использование четырехмоторной схемы Однако на то время еще ни одна из японских авиастроительных компаний не имела опыта постройки таких больших самолетов, и это еще более усложняло и без того очень непростую задачу.

Выход из ситуации был найден в США, где двумя годами ранее специалисты компании «Дуглас» начали работать над большим четырехмоторным пассажирским самолетом дальнего действия DC-4E (не путать с более поздним проектом DC-4/C-54 «Скаймастер»). Эта машина, проигравшая в конкурентной борьбе самолету Боинг В-307 и построенная в единственном экземпляре, по распоряжению и за деньги флота была куплена гражданской авиакомпанией «Японские авиалинии» якобы для собственных нужд. После сборки доставленного в Японию в разобранном виде американского самолета он прошел летные испытания и был тайно передан фирме "Накадзима", которой и было поручено разработать проект бомбардировщика в соответствии со спецификацией 13-Си. В качестве базы предписывалось использовать конструкцию DC-4E.

Прототип G5N1, ставший первым четырехмоторным самолетом японского флота, поднялся в воздух в апреле 1941 года. У «американца» он позаимствовал крыло, мотогондолы, шасси с передней стойкой и ряд других, более мелких узлов и агрегатов. Полностью новыми были фюзеляж, более узкий, чем у оригинала, имевший остекленную носовую часть и обширный бомбовый отсек, а также двухкилевое разнесенное хвостовое оперение.

Цельнометаллическое среднерасположенное крыло G5N было позаимствовано у послужившего прототипом американского транспортного самолета Дуглас DC-4E. Оно имело беспрецедентно большой для японских машин размах — более 42 м. В качестве силовых установок использовались четыре новых звездообразных двигателя Накадзима NK7A Мамору 11 мощностью 1870 л. с.

Цельнометаллический фюзеляж G5N был разработан японцами "с нуля". Самолет стал первым в Японии с передней опорой шасси.

Оборонительное вооружение включало две 20-мм пушки Тип 99 Модель 1 (по одной в надфюзеляжной и хвостовой башнях) и четыре 7,7-мм пулемета Тип 97 носовой, нижней и двух боковых стрелковых установок Максимальная бомбовая нагрузка должна была достигать 4000 кг (при полетах на большие расстояния — 2000 кг). Экипаж состоял из семи человек.

Результаты летных испытаний ожиданий заказчика не оправдали. С полным оснащением и вооружением «Синзан» оказался почти на 20% тяжелее, чем планировалось, его двигатели были ненадежными, а характеристики — в первую очередь скорость и дальность полета — неудовлетворительными. Несмотря на это, было построено еще три опытных G5N1 и два модифицированных G5N2 с проверенными, но еще менее мощными (1530 л. с.) двигателями Мицубиси Касей 12. Недостаток мощности был слишком явным, и в конце концов Кайгун Коку Хомбу отказался от планов дальнейшего развития самолета в качестве бомбардировщика. Два опытных G5N1 были также оснащены двигателями Касей 12 и вместе с двумя G5N2 переделаны в транспортный вариант, получивший обозначение «Транспортный самолет «Синзан» KAI Модель 12» (G5N2-L Модель 12). Стрелковые точки были демонтированы а бомбоотсек был переделан в грузовой отсек. Экипаж уменьшился до шести человек.

В роли транспортников самолеты G5N2-L использовались почти до конца войны. Они летали на трассах, связывавших Японские острова с Гонконгом, Тайванем, Филиппинами, о. Тинианом и Марианскими островами. На рубеже 1944-1945 годов две машины были потеряны.

Несмотря на то, что проект G5N оказался неудачным, фирма «Накадзима» приобрела чрезвычайно важный опыт, который был использован позднее при разработке следующего четырехмоторного бомбардировщика G8N «Рензан».

NakadjimaG5N1G8N1
Экипаж 7 9
Размеры
Размах крыла, м 42,12 32,54
Площадь крыла, м² 201,8 112,0
Длина самолета, м 31,02 22,94
Высота самолета, м 6,13 7,20
Силовая установка
Двигатель Накадзима 4×NK7A «Мамору-11» 4×NK9K-L «Хомаре 24»
Мощность, л.с. 4×1870 4×2000
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 20100 17400
Максимальная взлетная 32000 32150
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч / на Н, м 420/4100 593/8000
Время набора, мин / высоты, м 5,38/2000 17,6/8000
Практический потолок, м 7450 10200
Практическая дальность, км 4260 3950
Вооружение
пушки 2×20-мм 6×20-мм
пулеметы 4×7,7-мм 4×13-мм
бомб, кг 4000 4000

G8N Renzan (Горная гряда). Неудача с G5N «Синзан» вынудила Кайгун Коку Хомбу на какое-то время вернуться к концепции двухмоторного бомбардировщика. Однако к концу 1943 года, после анализа предварительных проектов и расчетных параметров и разработчикам, и заказчику стало ясно, что двухмоторный самолет не в состоянии удовлетворить поставленные требования. Такой вывод был прогнозируемым, поэтому еще в феврале 1943 года Кайгун Коку Хомбу передал фирме «Накадзима» предварительные конструктивные требования 18-Си на четырехмоторный бомбардировщик дальнего действия. К этому командование флота подтолкнули также поступавшие с фронтов донесения о высокой эффективности американских четырехмоторных бомбардировщиков В-17 и В-24. В окончательном виде задание на разработку нового бомбардировщика, получившего обозначение G8N1 «Рензан» (Горная гряда), было оформлено 14 сентября 1943 года. Оно предусматривало создание обладающей мощным оборонительным вооружением и хорошо защищенной машины, которая развивала бы максимальную скорость 592 км/ч, набирала высоту 8000 м за 20 мин и имела дальность полета 3700 км с полной бомбовой нагрузкой (4000 кг) и 7400 км — без нагрузки.

23 октября 1944 года первый полет совершил прототип G8N1, представлявший собой цельнометаллический моноплан, конструкция которого была максимально упрощена для облегчения серийного производства, со среднерасположенным крылом, имеющим ламинарный профиль и большое удлинение при сравнительно малой площади поверхности. На нем были установлены четыре оснащенных турбокомпрессорами (Хитачи Тип 92) звездообразных двигателя Накадзима Хомаре 24 мощностью 2000 л.с. каждый.

Цельнометаллическое среднерасположенное крыло G8N имело ламинарный профиль и характеризовалось достаточно малой площадью поверхности (112 м² по сравнению с 202 м² у G5M) при большом удлинении. Внутри его размещались протектированные топливные баки общей ёмкостью 13450 л. Основные стойки шасси убирались в мотогондолы двигателей. Морально устаревшее хвостовое оперение с концевыми шайбами было заменено хвостовым оперением с одним килём.

Беспрецедентно мощное для японских самолетов оборонительное вооружение было представлено шестью 20-мм пушками Тип 99 Модель 2 (в надфюзеляжной и подфюзеляжной башнях, а также в хвостовой установке) и четырьмя 13-мм пулеметами Тип 2 (спарка в механизированной носовой башне и по одному в окнах по бокам фюзеляжа).

В случае успешного завершения испытаний планировалось до сентября 1945 года выпустить 48 серийных бомбардировщиков G8N1, включая 16 опытных и предсерийных машин. Но на практике все свелось к постройке еще трех прототипов, которые были завершены в октябре 1944, марте и июне 1945 года. Такая задержка была вызвана постоянными налетами американской авиации и дефицитом легких сплавов. К тому же резко ухудшившаяся стратегическая ситуация Японии вынудила изменить приоритеты. Теперь уже было не до стратегических бомбардировщиков и от серийного производства «Рензанов» пришлось отказаться.

После войны четвертый прототип самолета G8N1 «Рензан» был перевезен в США, где его подвергли тщательным испытаниям. Их результаты удивили американцев. Продемонстрированные японским бомбардировщиком характеристики были гораздо выше, чем у американских «одноклассников» Боинг В-17 и Консолидейтед В-24 и лишь незначительно уступали показателям стратегического бомбардировщика Боинг В-29. Уже после завершения боевых действий союзники присвоили G8N1 кодовое имя «Рита».

Фото Описание

Схема тяжелого бомбардировщика G5N2

Схема тяжелого бомбардировщика G8N1 (внизу на двигателе турбонагнетатель)

G5N Shinzan на японской авиабазе Atsugi, 1945 г.

G5N Shinzan. Кабина пилотов и хвостового стрелка.

G8N Renzan в США, 1945 г.

Источники

  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкеквич/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

27.04.2018

G8N Renzan - тяжелый четырехмоторный бомбардировщик, так и не ставший для императорской Японини спасительной суперкрепостью.
Высоким ЛТХ «Рензан» обязан, прежде всего, своему "ламинарному" крылу с малой площадью и силовой установке мощностью 8000 л.с.

28.04.2018

Интересно сравнить с попыткой немцев создать свой стратегический бомбардировщик Me 264, также неосуществленная программа из-за бомбардировок союзников и конца войны.