Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

B6N Tenzan
Палубный бомбардировщик-торпедоносец
Nakajima

B6N Tenzan

B6N Tenzan. «Тэндзан» (Божественная гора). Кодовое имя союзников Jill (Джилл). Начало эксплуатации - лето 1943 года.

Через два года эксплуатации лётные характеристики японского торпедоносца B5N2 уже не удовлетворяли Императорский флот. На безальтернативной основе усовершенствованный палубный торпедоносец было поручено создать напрямую фирме Накадзима. Решение вопроса конструкторы под руководством Кеничи Мацумура (鈴村 健 - Kenichi Suzumura) видели, главным образом, в увеличении мощности силовой установки. Двигатель последовательно меняли с Мамору 11, который был снят с производства, на Касей-2-5 от Мицубиси, мощностью 1850 л. с. От установки протектированных топливных баков пришлось отказаться, защита от протекания значительно уменьшала максимальную заправку и соответственно дальность действия торпедоносца. Возможность взлета с небольших авианосцев удавалось решить использованием ракетных ускорителей. С новым двигателем самолет получил обозначение B6N2.

В ноябре 1944 года началось производство усовершенствованное модели 12А. Изменения коснулись, в основном, вооружения. Примерно треть от общего количества торпедоносцев оснащалась радаром. Всего было выпущено 1268 самолетов всех модификаций.

Вооружение B6N2 - один 13 мм пулемет тип 2 в распоряжении стрелка-радиста в задней части кабины и 7,7 мм пулемет тип 97 в люковой установке для стрельбы вниз; до 800 кг бомб или одна торпеда.

Боевое применение. В течение последних двух лет войны торпедоносцы «Тэндзан» активно участвовали во всех сражениях, однако их боевая эффективность, по сравнению с B5N, была значительно ниже. К концу войны японская авиация уже утратила господство в воздухе и провести скоординированную воздушную атаку было чрезвычайно сложно. Лишь единичные самолеты могли прорваться через мощную ПВО союзников. Кроме того, значительно снизился уровень подготовки летного состава, что снижало эффективность применения нового торпедоносца. Начиная с боев за о. Окинаву, с весны 1945 года, торпедоносцы применялись исключительно только с береговых аэродромов. Для использования бомбардировщика с береговых аэродромов разрабатывалась модификация B6N3 модель 13 с новым двигателем Касей 2-5с, усиленным шасси и без посадочного гака, но два его прототипа погибли под бомбежками и организовать серийное производство не успели.


Nakajima B6N2
Экипаж 3
Размеры
Размах крыла, м 14,90
Площадь крыла, м² 37,25
Длина самолета, м 10,40
Высота самолета, м 3,70
Силовая установка
1×ПД Мицубиси МК4Т Касей-2-5
Мощность, л.с. 1×1850
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 3225
Нормальная взлетная 5200
Летные данные
Max. скорость, км/ч 463
Крейсерская скорость, км/ч 330
Max. скороподъемность, м/мин 455
Практический потолок, м 8660
Практическая дальность, км 3500
Фото Описание

Схема палубного бомбардировщика-торпедоносца B6N2 Tenzan

Захваченный союзниками B6N2 Tenzan, на обоих сторонах капота нанесен американский код самолета Jill

Источники

  • "Авиация Японии." /А. Фирсов/
  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/