Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Самолёты Aichi D-3A B7A E13A E16A M6A Фото и схемы Боевое применение E13A E16A D-3A

M6A Seiran
Бомбардировщик подводной лодки
Aichi

Aichi M6A Seiran

M6A Seiran «Сэйран» Бомбардировщик подводной лодки должен был сочетать высокую скорость с большой дальностью полета, но так как самолет предусматривал фактически одноразовое применение, тип шасси даже не оговаривался. Диаметр ангара подводного авианосца задавался в 3,5м, при этом самолет должен был помещаться в нём без разборки - плоскости можно было только складывать.

В начале 1943г на заводе Айчи в Hагое заложили шесть М6А1, два из которых были выполнены в учебном варианте М6А1-К на колесном шасси (самолет назывался «Нандзан» - «Южная гора»). Самолет, за исключением законцовки киля, почти не отличался от основного варианта, даже сохранил узлы крепления к катапульте.

Конструкция самолета была цельнометаллической, за исключением фанерной обшивки законцовок крыла и тканевой обшивки рулевых поверхностей. Двухщелевые цельнометаллические закрылки могли использоваться в качестве воздушных тормозов. Экипаж из двух человек размещался под единым фонарем. В задней части кабины с января 1943 г было решено установить 13 мм пулемет «тип 2», который обслуживал стрелок-радист. Наступательное вооружение состояло из 850 кг торпеды либо одной 800 кг или двух 250 кг бомб.

Силовая установка. Ацута-21 - лицензионный вариант 12-цилиндpового двигателя жидкостного охлаждения Даймлеp-Бенц DB-601 ранних модификаций.

С самого начала предусматривалось использование отсоединяемых поплавков - единственной демонтируемой части «Сейpана». Так как поплавки заметно снижали летные данные самолета, при необходимости была предусмотрена возможность их сброса в воздухе. В ангаре субмарины соответственно предусматривалось место для крепления снятых поплавков.

В начале 1942 г Верховное командование Японии выдало судостроителям заказ на самые крупные подводные лодки, когда-либо построенные вплоть до начала атомной эпохи в судостроении. Планировалось построить 18 подводных лодок. В процессе проектирования водоизмещение такой субмарины возросло с 4125 до 4738 тонн, количество перевозимых самолетов на борту возросло с трёх до четырёх.

Первая серийная машина М6А1 была готова в октябре 1944 года, еще 7 самолетов построили к 7 декабря, когда в результате землетрясения самолет получил серьезные повреждения. К весне производство было уже почти восстановлено, но 12 марта последовал налёт американской авиации. Завод вновь частично был разрушен, и вскоре выпуск «Сэйранов» был прекращен. Основной причиной принятия такого решения стали проблемы с изготовлением нужного количества подводных лодок. Вместо 44 первоначально запланированных самолетов до конца войны удалось построить только 28 единиц, включая прототипы и колесные М6А1-К.

Aichi M6A1
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 12,26
Площадь крыла, м² 27,00
Длина самолета, м 11,64
Высота самолета, м 4,58
Силовая установка
1×ПД 12 цилиндровый жидк. охлаждения Ацута-21
Мощность, л.с. 1×1400
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 3300
Нормальная взлетная 4040
Максимальная взлетная 4445
Летные данные
Max. скорость у земли, км/ч 430
Max. скорость на высоте, км/ч 475
Max. скороподъемность, м/мин 520
Практический потолок, м 9900
Практическая дальность, км 1200
Вооружение
Стрелковое, 13 мм «тип-2» 1×13
Подвесное, торпеда, бомб, кг 850/800

Боевое применение. В конце осени 1944г Императорский флот начал готовить пилотов «Сейpанов», тщательно отбирался лётный и технический состав. Подготовка шла в обстановке высочайшей секретности. 15 декабря был создан 631-й воздушный корпус под командованием капитана Тоцуноке Аpиизуми. Корпус входил в состав 1-й подводной флотилии, которая состояла только из двух подлодок - I-400 и I-401. Флотилия имела в своем составе 10 «Сейpанов». В мае к флотилии присоединились подлодки I-13 и I-14, включившиеся в подготовку экипажей «Сейpанов». В течение шести недель тренировок время выпуска трёх «Сейpанов» с подводной лодки было сокращено до 30 минут, включая установку поплавков, правда, в бою планировалось запускать самолеты без поплавков с катапульты, на что требовалось 14,5 минут.

Первоначальной целью 1-й флотилии были шлюзы Панамского канала. Шесть самолетов должны были нести торпеды, а остальные четыpе - бомбы. На атаку каждой цели выделялись два самолета. Флотилия должна была отправиться по тому же маршруту, что и эскадра Hагумо во время атаки на Пеpл-Хаpбоp тpемя с половиной годами ранее. Но вскоре стало ясно, что даже в случае успеха такой налет был абсолютно бессмыслен, чтобы повлиять на стратегическую ситуацию в войне. В результате 25 июня последовал приказ направить 10-ю подводную флотилию для атаки американских авианосцев на атолле Улити. 6 августа I-400 и I-401 покинули Оминато, но вскоре на флагмане из-за короткого замыкания вспыхнул пожар. Это заставило отодвинуть начало операции до 17 августа, за два дня до которого Япония капитулировала. Но даже после этого штаб-квартира японского флота планировали провести атаку 25 августа. Однако 16 августа флотилия получила приказ вернуться в Японию, а через четыре дня - уничтожить все наступательное вооружение. На I-401 самолеты катапультировали без запуска двигателей и без экипажей, а на I-400 их просто столкнули в воду. Так закончилась история наиболее необычной схемы применения морской авиации во время Второй мировой войны.

Фото Описание

Схема M6A1

Схема M6A1-K (колесный)

Ангар на субмарине I-400 для M6A1

Источники

  • "Авиация Японии" /Андрей Фирсов/
  • "Подводная авиация страны Ямато" /Борис Соломонов, Константин Кулагин./
  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваша информация:


Самолет был призван бомбить объекты США, которых не мог достигнуть ни один обычный бомбардировщик. Предполагалось построить подлодки, превосходящие все созданное до того - специально для транспортировки и запуска ударных самолетов. Флотилия таких подлодок должна была пересечь Тихий океан, непосредственно перед выбранной целью запустить свои самолеты, а затем погрузиться. После атаки самолеты должны были выйти на встречу с подводными авианосцами, а далее в зависимости от погодных условий выбирался способ спасения экипажей. После этого флотилия снова погружалась под воду.
Далее подлодки должны были либо выйти навстречу судам снабжения для получения новых самолетов, бомб и топлива, либо действовать обычным способом, используя торпеды.
---

Aichi Kawanishi Kawasaki Mansyu Mitsubishi Nakajima Tachikawa Yokosuka Фото и схемы

©AirPages
2003-