Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Самолёты Aichi D-3A B7A E13A E16A M6A Фото и схемы Боевое применение E13A E16A D-3A

E13A "Reisu"
Поплавковый гидросамолет-разведчик
Aichi

Aichi E13A Jake

E13A "Reisu" (Jake). Поплавковый гидросамолет-разведчик. Прототип Е13А1 вышел на испытания в апреле 1938 г., практически одновременно с двумя двухместными Е12А1. В ходе заводских испытаний Е13А1 показал существенное превосходство над Е12А1 в скорости и маневренности, не говоря уже о дальности полета. Примерно в это же время Kaigun Koku Hombu наконец определился с тем, что он хотел от корабельного разведчика, сняв требования на двухместную машину, справедливо посчитав, что со всеми ее задачами вполне справится и гидроплан Мицубиси F1M2. Таким образом, дальнейшие работы сосредоточились вокруг трехместного дальнего Е13А1.

В конце октября Е13А1 был передан для сравнительных испытаний с Каваниши Е13К1 флотскими летчиками.

В ходе испытаний соперник от Каваниши E13K1 превзошел гидроплан Аичи в большинстве характеристики, кроме максимальной скорости, будучи оснащенным менее мощным двигателем, но оказался более сложным в эксплуатации и обслуживании. Однако летом 1939 года в одном из полетов разбился первый прототип Е13К1. Вскоре второй и последний прототип гидроплана Каваниши пропал без вести во время испытательного полета над морем. Таким образом, изделие Йошиширо Мацуо вышло в финал за неимением других соперников.

В декабре 1940 года дальний разведчик Аичи Е13А1 был принят на вооружение флота под обозначением "Reishiki minakamitei satsuki" - "Морской разведывательный самолет Тип 0 Модель 11" или E13A1. В процессе эксплуатации длинное название самолета сократили в аббревиатуру "Reimisu" или даже "Reisu".

Первоначально серийное производство было развернуто на заводе Аичи в городе Фунаката, где было выпущено, правда, лишь 133 экземпляра Е13А1. С 1942 года завод был переориентирован на выпуск пикировщиков D3A и производство разведчиков "Рейсу" передали на фирму Ватанабе, позднее переименованную в Кюсю Хикоки КК. Здесь было произведено с 1942 по 1945 год 1237 штук "Рейсу". Еще 48 штук выпустили на 11-м арсенале морской авиации в Хиро в 1940-1942 гг.

В процессе серийного производства разведчик E13A1 практически не модифицировался. Лишь с ноября 1944 года начал серийно выпускаться вариант E13A1а, у которого изменилась схема крепления поплавков. Жесткие подкосы к стойкам, соединяющие поплавок с крылом, были заменены на тросовые растяжки.

Вариант E13A1b оснащался поисковым радаром Type 3 Ku Мodel 6 (H6) с антеннами, установленными вдоль хвостовой части фюзеляжа по бортам и на передней кромке крыла.

Версия Е13А1с имела усиленное вооружение. 7,7-мм пулемет Тип 92 в кабине стрелка заменялся на 20-мм пушку Тип 99-1 на подвижной установке. Пушечный Е13А1с предназначался, главным образом, не столько для охоты за кем бы то ни было, сколько являлся слабой попыткой повысить обороноспособность машины, действовавшей в глубоком тылу противника. Эта версия появилась во второй половине 1944 года, когда "Джейки" понесли жестокие потери в ходе битвы у Марианских островов, и вопрос повышения защищенности машины встал особенно остро.

Несколько самолетов, не получивших особого обозначения, оборудовались магнитометрами для обнаружения подлодок, но это средство оказалось неэффективным - оно могло работать лишь при полете самолета на высоте не более 10 м над водой. Встречаются также упоминания о ночных вариантах самолета, оснащенных пламегасителями на коллекторах двигателя.

Всего было произведено 1418 самолетов.

Aichi E13A1
Экипаж 3
Размеры
Размах крыла, м 14,50
Площадь крыла, м² 36,00
Длина самолета, м 11,30
Высота самолета, м 4,70
Силовая установка
1×ПД Mitsubishi MK8D Kinsei 43
Мощность, л.с. 1×1080
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2642
Нормальная взлетная 3640
Максимальная взлетная 4000
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 375
Крейсерская скорость, км/ч 220
Максимальная скороподъемность, м/мин 495
Практический потолок, м 8730
Практическая дальность, км 2090

Вооружение. Один 7,7-мм пулемет тип 92 на подвижной установке назад; бомбовая нагpузка: 1 × 250 кг бомба или 4 × 60 кг глубинные бомбы

Фото Описание

Схема Aichi E13A1

Подробно

Источники

  • "Поплавковые самолеты Японии" /Евгений Аранов/
  • "Авиация Японии" /Андрей Фирсов/
  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/
Aichi Kawanishi Kawasaki Mansyu Mitsubishi Nakajima Tachikawa Yokosuka Фото и схемы

©AirPages
2003-