Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте  Мобильная версия
 
Самолёты Mitsubishi A5M A6M2 A6M2-N A6M3 A6M5 A7M G3M G4M J2M Ki-21 Ki-46 Ki-57 Ki-67 Ki-109 Фото и схемы Боевое применение A6M

A6M3 "Reisen"

Палубный истребитель

Mitsubishi

A6M3 модель 32 из 2-го кокутай, Рабаул, лето 1942 © Михаил Быков

A6M3 модель 32 из 2-го кокутай, Рабаул, лето 1942 г.

Фирма Накадзима создала более мощную модификацию двигателя Сакаэ, получившую обозначение модель 21. Новый двигатель имел переработанный редуктор и двухступенчатый механический компрессор, позволявший стабилизировать работу двигателя на больших высотах. До 1130 л.с. (843 кВт) возросла и мощность двигателя. Самолет, получивший новый двигатель, стал обозначаться как А6МЗ модель 32. Первый прототип этой серии поднялся в воздух в июне 1942 года. Однако серийный выпуск откладывался, поскольку двигатель Сакаэ 21 не был доведен. На глаз самолеты А6МЗ модель 32 можно было отличить по форме крыльев. Крылья были просто обрублены по линии излома и стали немного короче. Изменилась конструкция и кожуха двигателя. Воздухозаборник для карбюратора перенесли наверх, поэтому верхнюю часть кожуха также подняли выше. При этом он закрыл отверстия для пулеметов. Пришлось делать в кожухе характерные каналы, позволявшие пулеметам стрелять как прежде. Поскольку двигатель Сакаэ 21 был длиннее и тяжелее своего предшественника, пришлось сократить емкость фюзеляжного топливного бака с 98 до 60 литров, чтобы хотя бы частично скомпенсировать возросшую массу. Обрезанные крылья были благосклонно приняты японскими летчиками. Хотя площадь крыла уменьшилась с 22,44 м² до 21,53 м² и, соответственно, ухудшилась маневренность самолета, возросла максимальная скорость и скороподъемность (6000 метров набирал за 7 минут 19 секунд против 7 минут 27 секунд у модели 21). Более короткие элероны позволили отказаться от сложной двухступенчатой системы управления ими, что сделало самолет более технологичным. Начиная с четвертого самолета этой серии стали использовать пушки с более вместительным магазином. (Тип 99 модель 1 модификация 4 получила боезапас 100 выстрелов на ствол, против 60 у пушки предыдущей модификациии). Как и прежде патроны размещались в барабане, но большего чем прежде диаметра. Поскольку новый барабан выступал за габариты крыла, его пришлось закрыть обтекателем.

Серийный выпуск самолета А6МЗ модель 32 началась в июле 1942 года. Всего флот получил 343 истребителя этого типа. Уменьшение емкости топливных баков с одной стороны и уменьшение поверности крыльев, а также повышенный расход топлива более мощным двигателем с другой, привели к тому, что дальность действия самолета заметно сократилась. Это очень не понравилось Штабу морской авиации, поскольку из-за потери части авианосцев под Мидуэем, самолетам теперь приходилось летать без дозаправки на большие расстояния. Поэтому опять на самолетах стали применять крылья со складывающимися концами.

Так появился А6МЗ модель 22. Всего было построено 560 машин этого типа, в бой они вступили в конце 1942 года, действуя с баз в Буне (Новая Гвинея) и Буке (Соломоновы острова). Новый самолет весил еще больше чем модель 32 не только из-за более длинных крыльев, но и из-за того, что в крыльях разместили два дополнительных топливных бака емкостью по 45 литров.

С другой стороны модель 22 получила радиус действия больше, чем любой другой истребитель А6М. Такой радиус действия был необходим для того, чтобы самолеты могли достигать Гуадалканала с Рабаула, расположенного в 560 милях (более 1000 км).

На некоторые истребители модель 22 поставили новые пушки Тип 99 модель 2 модификация 3, характеризовавшиеся длинным стволом, большей скорострельностью и увеличенной начальной скоростью снаряда, что позволило повысить дальность эффективного огня. Такой самолет получил обозначение модель 22а (модель 22ко). Небольшое количество машин этой серии получило по две пушки калибра 30 мм, которые разместили в крыльях. Однако в серию такие машины не пошли, поскольку слишком «нежная» конструкция крыльев не выдерживала перегрузок при стрельбе из такого оружия.

A6M ZERO
A6M2 mod21 A6M3 mod32 A6M2-N A6M5 mod52
Экипаж, чел. 1
Геометрия
Размах крыла, м 12.0 11.0 12.0 11.0
Площадь крыла, м² 22.438 21.538 22.438 21.300
Длина самолета, м 9.050 9.060 10.1317 9.121
Высота самолета, м 3.525 3.570 4.305 3.570
Массы, кг
Пустого 1745 1807 1921 18945
Нормальная 2421 2535 2460 2743
Силовая установка
Nakajima Sakae 12 21 12 21
Мощность, л.с./kW 841/619 1024/754 841/619 1024/754
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч взлетная 296 370 296 330
max на высоте 533 540 436 565
м 4550 6000 4300 6000
Время набора высоты км/мин 5/6'00'' 6/7'19'' 5/6'43'' 6/7'01''
Практический потолок, м 10 300 11 050 7960 11740
Дальность полета max, км x 2378 x 1920
Вооружение
2x7.7 Type 97/патронов 2х500 2х500 2х500 2х500
2x20-mm Type 99 mod 1/патронов Mk3/2x60 Mk4/2x100 Mk3/2x60 Mk4/2x100
Бомб, kg 2x60 2x100 2x60 2x100

Источники

  • "50 лучших истребителей Второй мировой войны" /Корнюхин Г.В./
  • "Война в воздухе" /№3 A6M Zero/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Крылья Родины " /№1,1992г. А. Медведь "Удар по Жемчужной гавани"/

©AirPages
2003-