Aviation of Word War II

Home Russian

A6M3 "Reisen, Zero"

Shipborne Fighter

Mitsubishi

A6M3 Reisen (Zero)

The Nakajima company created a more powerful modification of the Sakae engine, designated Model 21. The new engine had a revised gearbox and a two-stage mechanical compressor, which allowed the engine to stabilize at high altitudes. Up to 1130 hp (843 kW) the engine power also increased. The aircraft, which received a new engine, was designated A6MZ model 32. The first prototype of this series took off in June 1942. However, serial production was delayed because the Sakae 21 engine was not finished. By eye, the A6MZ model 32 aircraft could be distinguished by the shape of the wings. The wings were simply chopped off along the kink line and got a little shorter. The design of the engine cover has also changed. The air intake for the carburetor was moved up, so the top of the casing was also raised higher. At the same time, he closed the holes for the machine guns. I had to make characteristic channels in the casing, which allowed machine guns to shoot as before. Since the Sakae 21 engine was longer and heavier than its predecessor, the fuselage fuel tank capacity had to be reduced from 98 liters to 60 liters in order to at least partially compensate for the increased weight. The clipped wings were favorably received by Japanese pilots. Although the wing area has decreased from 22.44 m & # 178; up to 21.53 m & # 178; and, accordingly, the maneuverability of the aircraft worsened, the maximum speed and climb rate increased (I gained 6000 meters in 7 minutes 19 seconds versus 7 minutes 27 seconds for model 21). Shorter ailerons made it possible to abandon the complex two-stage control system for them, which made the aircraft more technologically advanced. Starting with the fourth aircraft of this series, guns with a larger magazine were used. (Type 99 model 1 modification 4 received 100 rounds of ammunition per barrel, versus 60 for the gun of the previous modification). As before, the cartridges were placed in the drum, but with a larger diameter than before. Since the new drum protruded beyond the dimensions of the wing, it had to be closed with a fairing.

Serial production of the A6MZ model 32 began in July 1942. In total, the fleet received 343 fighters of this type. A decrease in the capacity of fuel tanks on the one hand and a decrease in the surface of the wings, as well as an increased fuel consumption of a more powerful engine on the other, led to the fact that the aircraft's range was noticeably reduced. The Naval Aviation Headquarters did not like this very much, since due to the loss of part of the aircraft carriers near Midway, the aircraft now had to fly long distances without refueling. Therefore, wings with folding ends were again used on aircraft.

This is how the A6MZ model 22 appeared. A total of 560 vehicles of this type were built, they entered the battle at the end of 1942, operating from bases in Buna (New Guinea) and Buka (Solomon Islands). The new aircraft weighed even more than the Model 32, not only because of the longer wings, but also due to the fact that two additional fuel tanks with a capacity of 45 liters were placed in the wings.

On the other hand, the Model 22 received a range longer than any other A6M fighter. Such a range was necessary so that the aircraft could reach Guadalcanal from Rabaul, located 560 miles (over 1000 km).

Some Model 22 fighters were equipped with new Type 99 Model 2, modification 3 cannons, characterized by a long barrel, higher rate of fire and increased initial projectile velocity, which made it possible to increase the effective range of fire. This aircraft was designated Model 22a (Model 22ko). A small number of vehicles in this series received two 30 mm cannons, which were placed in the wings. However, such machines did not go into production, since the too "delicate" design of the wings could not withstand overloads when firing from such weapons.

A6M 'Zero' Specification
A6M2 mod21 A6M3 mod32 A6M2-N2
Crew 1
Dimensions
Wing span, m 12.0 11.0 12.0
Wing area, m2 22.438 21.538 22.438
Length, m 9.050 9.060 10.1317
Height, m 3.525 3.570 4.305
Weight, kg:
Empty weight 1745 1807 1921
Loaded weight 2421 2535 2460
Powerplant
Nakajima Sakae 12 21 12
Power, hp/kW 841/619 1024/754 841/619
Performance
Maximum speed, km/h at sea level 296 370 296
at altitude, km/h 533 540 436
at altitude, m 4550 6000 4300
Time to altitude km/min 5/6'00'' 6/7'19'' 5/6'43''
Service ceiling, m 10 300 11 050 7960
Service range , km x 2378 x
Armament
2x7.7 Type 97/cart. 2х500 2х500 2х500
2x20-mm Type 99 mod 1/cart. Mk3/2x60 Mk4/2x100 Mk3/2x60
Bombs, kg 2x60 2x100 2x60

                                                                                                                                                                                                              
Photo Description
Drawing A6M3 Model 32

Drawing A6M3 Model 32

Mitsubishi A6M3 in flight

Mitsubishi A6M3 in flight

Bibliography

  • "Encyclopedia of military engineering" /Aerospace Publising/
  • "50 best fighters of World War II" /Gennadiy Kornukhin/
  • "Air war" /# 3. A6M Zero/

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте  Мобильная версия
 
Самолёты Mitsubishi A5M A6M2 A6M2-N A6M3 A6M5 A7M G3M G4M J2M Ki-21 Ki-46 Ki-57 Ki-67 Ki-109 Фото и схемы Боевое применение A6M

A6M3 "Reisen"

Палубный истребитель

Mitsubishi

A6M3 модель 32 из 2-го кокутай, Рабаул, лето 1942 © Михаил Быков

A6M3 модель 32 из 2-го кокутай, Рабаул, лето 1942 г.

Фирма Накадзима создала более мощную модификацию двигателя Сакаэ, получившую обозначение модель 21. Новый двигатель имел переработанный редуктор и двухступенчатый механический компрессор, позволявший стабилизировать работу двигателя на больших высотах. До 1130 л.с. (843 кВт) возросла и мощность двигателя. Самолет, получивший новый двигатель, стал обозначаться как А6МЗ модель 32. Первый прототип этой серии поднялся в воздух в июне 1942 года. Однако серийный выпуск откладывался, поскольку двигатель Сакаэ 21 не был доведен. На глаз самолеты А6МЗ модель 32 можно было отличить по форме крыльев. Крылья были просто обрублены по линии излома и стали немного короче. Изменилась конструкция и кожуха двигателя. Воздухозаборник для карбюратора перенесли наверх, поэтому верхнюю часть кожуха также подняли выше. При этом он закрыл отверстия для пулеметов. Пришлось делать в кожухе характерные каналы, позволявшие пулеметам стрелять как прежде. Поскольку двигатель Сакаэ 21 был длиннее и тяжелее своего предшественника, пришлось сократить емкость фюзеляжного топливного бака с 98 до 60 литров, чтобы хотя бы частично скомпенсировать возросшую массу. Обрезанные крылья были благосклонно приняты японскими летчиками. Хотя площадь крыла уменьшилась с 22,44 м² до 21,53 м² и, соответственно, ухудшилась маневренность самолета, возросла максимальная скорость и скороподъемность (6000 метров набирал за 7 минут 19 секунд против 7 минут 27 секунд у модели 21). Более короткие элероны позволили отказаться от сложной двухступенчатой системы управления ими, что сделало самолет более технологичным. Начиная с четвертого самолета этой серии стали использовать пушки с более вместительным магазином. (Тип 99 модель 1 модификация 4 получила боезапас 100 выстрелов на ствол, против 60 у пушки предыдущей модификациии). Как и прежде патроны размещались в барабане, но большего чем прежде диаметра. Поскольку новый барабан выступал за габариты крыла, его пришлось закрыть обтекателем.

Серийный выпуск самолета А6МЗ модель 32 началась в июле 1942 года. Всего флот получил 343 истребителя этого типа. Уменьшение емкости топливных баков с одной стороны и уменьшение поверности крыльев, а также повышенный расход топлива более мощным двигателем с другой, привели к тому, что дальность действия самолета заметно сократилась. Это очень не понравилось Штабу морской авиации, поскольку из-за потери части авианосцев под Мидуэем, самолетам теперь приходилось летать без дозаправки на большие расстояния. Поэтому опять на самолетах стали применять крылья со складывающимися концами.

Так появился А6МЗ модель 22. Всего было построено 560 машин этого типа, в бой они вступили в конце 1942 года, действуя с баз в Буне (Новая Гвинея) и Буке (Соломоновы острова). Новый самолет весил еще больше чем модель 32 не только из-за более длинных крыльев, но и из-за того, что в крыльях разместили два дополнительных топливных бака емкостью по 45 литров.

С другой стороны модель 22 получила радиус действия больше, чем любой другой истребитель А6М. Такой радиус действия был необходим для того, чтобы самолеты могли достигать Гуадалканала с Рабаула, расположенного в 560 милях (более 1000 км).

На некоторые истребители модель 22 поставили новые пушки Тип 99 модель 2 модификация 3, характеризовавшиеся длинным стволом, большей скорострельностью и увеличенной начальной скоростью снаряда, что позволило повысить дальность эффективного огня. Такой самолет получил обозначение модель 22а (модель 22ко). Небольшое количество машин этой серии получило по две пушки калибра 30 мм, которые разместили в крыльях. Однако в серию такие машины не пошли, поскольку слишком «нежная» конструкция крыльев не выдерживала перегрузок при стрельбе из такого оружия.

A6M ZERO
A6M2 mod21 A6M3 mod32 A6M2-N A6M5 mod52
Экипаж, чел. 1
Геометрия
Размах крыла, м 12.0 11.0 12.0 11.0
Площадь крыла, м² 22.438 21.538 22.438 21.300
Длина самолета, м 9.050 9.060 10.1317 9.121
Высота самолета, м 3.525 3.570 4.305 3.570
Массы, кг
Пустого 1745 1807 1921 18945
Нормальная 2421 2535 2460 2743
Силовая установка
Nakajima Sakae 12 21 12 21
Мощность, л.с./kW 841/619 1024/754 841/619 1024/754
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч взлетная 296 370 296 330
max на высоте 533 540 436 565
м 4550 6000 4300 6000
Время набора высоты км/мин 5/6'00'' 6/7'19'' 5/6'43'' 6/7'01''
Практический потолок, м 10 300 11 050 7960 11740
Дальность полета max, км x 2378 x 1920
Вооружение
2x7.7 Type 97/патронов 2х500 2х500 2х500 2х500
2x20-mm Type 99 mod 1/патронов Mk3/2x60 Mk4/2x100 Mk3/2x60 Mk4/2x100
Бомб, kg 2x60 2x100 2x60 2x100

Источники

  • "50 лучших истребителей Второй мировой войны" /Корнюхин Г.В./
  • "Война в воздухе" /№3 A6M Zero/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Крылья Родины " /№1,1992г. А. Медведь "Удар по Жемчужной гавани"/

©AirPages
2003-