Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Mitsubishi A5M A6M2 A6M2-N A6M3 A6M5 A7M G4M J2M Ki-21 Ki-46 Ki-67 Ki-109 Фото и схемы Боевое применение A6M

A6M2 "Reisen"

Палубный истребитель

Mitsubishi

A6M2 mod 21 © Михаил Быков

A6M2 mod 21

Массовое производство А6М2 было развернуто в августе 1940 года на заводе фирмы «Мицубиси» в Нагое, а позднее также на заводе фирмы «Накадзима» в Куидзуме.

В процессе серийного изготовления в конструкцию самолета продолжали вноситься изменения. Начиная с 22-го серийного самолета стали устанавливать усиленный задний лонжерон крыла, с 37-го улучшили охлаждение мотора (изменили расположение выхлопных патрубков - раньше они выходили в районе четвертой крышки, регулирующей охлаждение двигателя, а начиная с 37-го экземпляра - в районе пятой). Уменьшили сечение отверстия в крыле, через которое стреляла 20-мм пушка, также уменьшили воздухозаборник кабины пилота, расположенный у основания правого полукрыла. Начиная с 47-го экземпляра несколько изменили остекление задней части фонаря кабины. Испытания, проведенные в конце июля на борту авианосца «Kara» показали, что размах крыла, хотя и позволял поднимать самолет из ангара на палубу стандартным лифтом, но оставлял слишком малый зазор. Поэтому начиная с 65-го экземпляра концы крыла стали складываться. Всё эти изменения привели к появлению самолета А6М2 модель 21. В очередной раз изменилась форма воздухозаборника кабины пилота и сечение пушечных портов. Начиная со 127-го экземпляра, на элероны устанавливали систему балансировки, регулируемую на земле.

Радиооборудование с истребителя иногда демонтировалось. Дело не только в стремлении облегчить машину и улучшить аэродинамику, просто японские радиостанции были в те времена крайне ненадежными, а доставка запчастей к ним представляла собой серьезную проблему.

В момент начала войны на Тихом океане японский флот имел 520 палубных истребителей, в том числе 328 «Зеро». 7 декабря 1941 года в воздушном налете на Пёрл-Харбор участвовали 79 истребителей А6М2 с шести тяжелых авианосцев: 43 самолета сопровождали первую волну японских бомбардировщиков и 36 действовали в составе второй волны. Так как никакого серьезного сопротивления японцам в воздухе оказано не было, «Зеро» занимались преимущественно штурмовкой наземных целей, весьма эффективно используя свои 20-мм пушки.

A6M ZERO
A6M2 mod21 A6M3 mod32 A6M2-N A6M5 mod52
Экипаж, чел. 1
Геометрия
Размах крыла, м 12.0 11.0 12.0 11.0
Площадь крыла, м2 22.438 21.538 22.438 21.300
Длина самолета, м 9.050 9.060 10.1317 9.121
Высота самолета, м 3.525 3.570 4.305 3.570
Массы, кг
Пустого 1745 1807 1921 18945
Нормальная 2421 2535 2460 2743
Силовая установка
Nakajima Sakae 12 21 12 21
Мощность, л.с./kW 841/619 1024/754 841/619 1024/754
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч взлетная 296 370 296 330
max на высоте 533 540 436 565
м 4550 6000 4300 6000
Время набора высоты км/мин 5/6'00'' 6/7'19'' 5/6'43'' 6/7'01''
Практический потолок, м 10 300 11 050 7960 11740
Дальность полета max, км x 2378 x 1920
Вооружение
2x7.7 Type 97/патронов 2х500 2х500 2х500 2х500
2x20-mm Type 99 mod 1/патронов Mk3/2x60 Mk4/2x100 Mk3/2x60 Mk4/2x100
Бомб, kg 2x60 2x100 2x60 2x100

Подробно

Источники

  • "50 лучших истребителей Второй мировой войны" /Корнюхин Г.В./
  • "Война в воздухе" /№3 A6M Zero/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Крылья Родины " /№1,1992г. А. Медведь "Удар по Жемчужной гавани"/

©AirPages
2003-