Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Реактивные 2 МВ Реактивные самолеты БИ-1 Конструкция

Глава V

ШАССИ РЕАКТИВНЫХ САМОЛЕТОВ

16. Особенности устройства шасси реактивных самолетов

На подавляющем большинстве современных реактивных самолетов установлено шасси с носовым колесом (трехколесное шасси).

Помимо общих преимуществ, шасси с носовым колесом хорошю действует независимо от типа силовой установки Кроме того, на реактивном самолете шасси с носовым колесом особенно целесообразно потому, что, как отмечалось, выше, при этом струя выхлопных газов оказывается параллельной земле.

Напомним общие преимущества схемы шасси с носовым колесом:

1. Повышенная безопасность взлета и посадки за счет увеличения противокапотажного угла. Однако при постановке шасси с носовым колесом должна быть проверена величина угла капотирования Θ для случая бокового капота (переворачивание самолета через линию, соединяющую носовое колесо с одним из главных колес). Способ определения этого угла показан на рис. 17.

Рис. 17. Определение угла бокового капотирования

2. Уменьшение длины и времени разбега за счет горизонтальности оси самолета с момента начала движения. Для самолетов с реактивными двигателями это обстоятельство особенно важно.

3. Постоянство направления при взлете. При наличии свободно ориентирующегося носового колеса составляющие, перпендикулярные к плоскостям колес, создают восстанавливающий момент (рис. 18). Это свойство практически полностью устраняет опасность неуправляемого разворота при разбеге и значительно облегчает посадку с боковым ветром.

4. Возможность полезного использования объема фюзеляжа на большей части его длины.

Однако шасси с носовым колесом имеет и ряд недостатков:

1. Возможность аварии самолета при выходе из строя стойки носового колеса.

2. Опасность "шимми" носового колеса (колебания свободно ориентирующегося носового колеса, возникающие при достижении определенной скорости; эти колебания заключаются в поворотах колеса относительно оси стойки и боковом смещении пневматика).

3. Увеличение длины и времени пробега при посадке. Это особенно нежелательно для реактивных самолетов и требует специальных контрмер. Базу шасси b (рис. 17) следует делать возможно большей. При этом уменьшается нагрузка на носовое колесо и уменьшается продольное раскачивание самолета; уменьшается вероятность преждевременного "взмывания" самолета при наезде носового колеса на кочку или другое возвышение. Обязательным требованием является обеспечение положительного плеча устойчивости t, что достигается обычно одним из вариантов, показанных на рис. 19.

"Шимми" носового колеса устраняется демпфирующими устройствами, большей частью гидравлическими, поршневого или крыльчатого типа, ничем не отличающимися по принципу работы от применяемых в носовых стойках шасси обычных самолетов (например, «Бостон», «Аэрокобра»).

Особенности реактивных самолетов вносят специфику и в уборку шасси. Как указывалось, габаритные размеры шасси реактивных самолетов значительно меньше по сравнению с обычными. Уборка шасси реактивных самолетов гораздо сложнее, так как невозможно убирать шасси в капот силовых установок или в профили крыльев. В реактивных самолетах широко используются средние и высокопланные схемы. Поэтому основные колеса шасси реактивных самолетов убираются в фюзеляж. Одна из подобных схем, относящаяся к истребителю Хейнкель-162, изображена на рис. 20, а.

Для убыстрения выпуска шасси применяют аккумуляторы энергии, причем наиболее простым приемом является использование для этой цели мощной пружины, действие которой в применении к носовому колесу самолета Хейнкель-162 показано на рис. 20, б.

Некоторые из реактивных самолетов не нуждаются во взлетно-посадочных устройствах, так как представляют собой самолеты одноразового применения («Наттер»; управляемая человеком японская торпеда «Бейкэ»), старт которых осуществляется принудительно.

Наконец, на реактивных самолетах применяются сбрасывающиеся шасси (истребитель Мессершмитт-163) с посадкой на лыжу, выдвигаемую гидравлическим механизмом (рис. 21). Такая посадка оказывается возможной вследствие значительного уменьшения веса самолета при выгорании горючего. Посадка с полными баками грозит катастрофой.

Дата публикации на сайте: 15.10.2012

©AirPages
2003-