Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Боевые самолеты 1 МВ Истребители Боевые самолеты 2 МВ Содержание Германия Япония СССР США Великобритания Победы асов 2МВ Мощность ДВС Бронетехника Танки

Оценка боевых побед летчиков-истребителей

Константин Иванов, Болгария, 2013.

Боевые достижения летчиков-истребителей до сих пор оценивались по числу сбитых им самолетов, при этом рассуждалось примерно так:

"Если условно летчик "А" сбил 300 самолетов, а летчик "Б" - 30, то боевые достижения летчика "А" в 10 раз выше, чем у летчика "Б".

В военном деле нет ничего более несовершенного и несправедливого, чем оценка боевых достижений летчиков-истребителей по числу сбитых им самолетов. При таком подсчете не учитывается самое элементарное, каких самолетов сбил каждый их летчиков.

Если, например, летчик "А" сбил 300 невооруженных, следующих без охранения, транспортных гражданских самолетов, "достижения" такого аса будут оцениваться по нашей оценке, как нулевые, в то же время если летчик "Б" сбил 30 тяжело вооруженных "летающих крепостей", боевые достижения такого аса будут достигать значительной величины.

Чтобы правильнее и справедливее оценивать боевые достижения летчика - истребителя, надо, как минимум, учитывать для каждого сбитого им самолета следующие выжнейшие факторы:

1. Критерий боевой эффективности Kc собственного самолета, на котором летчик сбил самолет противника.

2. Критерий боевой эффективности Kп сбитого самолета противника.

3. Средний уровень боевой квалификации Хп летного персонала противника вообще.

Для различных видов воздушного боя, на нормальной и короткой боевой дистанции и для различных средних высот полета Н, на которых проходили бои, критерии Kc и Kп будут иметь различные числовые значения.

Для каждого сбитого не тараном самолета, должен быть определен комплексный критерий боевого достижения КБД.

Для самолета, сбитого тараном, можно принять КБД=12,5 , т.к. таран - весьма значительно боевое достижение.

Посчитав сумму криитериев КБД для всех сбитых летчиком-истребителем самолетов, получим общий критерий боевых достижений ОКБД для летчика, по которому и следует оценивать его боевые достижения.

Числовые значения критериев Kc и Kп для самолетов Германии и ее противников во Второй мировой войне можно определить через данные в таблицах к материалу [1]"Бомбардировщики, штурмовики и истребители Германии и её противников. 1939-45."

Для воздушных боев асов Германии и их противников можно принимать следующие средние высоты полета H:

1. Восточный фронт Н=2 км.

2. Оборона Германии против четырехмоторных бомбардировщиков USAAF и охраняющих их истребителей Н=5 км

3. Для всех остальных воздушных боев принимаем Н=4 км

Конечно воздушные бои происходили на различных высотах полета, средние значения для которых приняты у нас.

Для этих боев ориентировочно можно принимать Хп = 2 для Восточного фронта (при этом очень большой процент советских летчиков без достаточного боевого опыта) и Хп = 3 для всех остальных летных персоналов.

Пример.

Немецкий летчик-истребитель "А" на Me 109G-6/R6 (трехпушечный) и на нормальной боевой дистанции сбил 8 B-17G и 2 B-24J.

Немецкий летчик-истребитель "Б" на Me 109G-10 и на короткой боевой дистанции сбил 24 Як-9 и 6 Ла-5ФН.

Оценим и сопоставим боевые достижения этих двух летчиков.

1. Летчик "А"

Здесь Kc и Kп соответствуют критериям K11 материала [1]

H = 5 км, Хп = 3.

У Me 109 G-6 (таблица 1.7.17), B-17 G (таблица 2.1.2), B-24 J (таблица 2.1.5) на высоте Н=5 км

Kc = K11 = 814 и Kп = K11 = 2460

Для одного сбитого B-17G

Для одного сбитого B-24J

Таким образом, получим ОКБД = 8 • 9,07 + 2 • 7,52 = 87,6

2. Летчик "Б"

Здесь Kc и Kп соответствуют критериям K32 материала [1]

H = 2 км, Хп = 2.

У Me 109 G-10 (таблица 1.7.20), Як - 9 (таблица 4.7.9) , Ла - 5ФН (таблица 4.7.16) на высоте Н = 2 км

Kc = K32 = 1370, Kп = K32 = 507 и Kп = K32 = 682

Для одного сбитого Як-9

Для одного сбитого Ла-5ФН

Таким образом, получим ОКБД = 24 • 0,740 + 6 • 0,996 = 23,7

3. Сопоставление боевых достижений летчиков "А" и "Б"

Летчик "А" сбил 10 самолетов, а летчик "Б" - 30 самолетов. Если боевые достижения оценивать числом сбитых самолетов, как это сейчас принято, боевые достижения летчика "Б" должны быть в 3 раза больше, чем достижения летчика "А".

У летчика "Б" ооднако ОКБД = 23,7, а у летчика "А" ОКБД = 87,6, следовательно боевые достижения летчика "Б" реально не 3 раза больше, а в 87,6 : 23,7 =3,7 раза меньше, чем достижения летчика "А".

Следовательно, сопоставляя боевые достижения летчиков "А" и "Б" с количеством сбитых ими самолетов получим несоответствие с принятыми нами критериями в 3 • 3,7 = 11,1 раза !

Дата публикации на сайте: 29 10 2013

| >>

27 10 2013

К слову сказать, еще во времена ВОВ оценка побед в денежном вознагражедении оценивалась с учетом типа сбитого советским летчиком самолета.

Так за сбитый истребитель платили 1000 руб, самолёт-разведчик - в 1500, бомбардировщик - в 2000.
Оценивалась и уничтоженная наземная техника, паровоз «стоил» 900 руб., автомашина - 600.

Надо сразу оговориться, что предлагаема система оценки по Константину Иванову будет учитывать только пилотажное мастерство аса, а никак не нанесенный противнику урон. Ведь урон, нанесенный врагу, никак не станет меньше от того, на каком транспортном самолете перевозили живую силу врага и было ли у этого самолета сопровождение истребителей и достаточное оборонительное вооружение.
Также конечно будет легче сбить Б-17, используя так называемую систему "Шраге музик", пролетая внизу под строем бомбардировщиков.

Вячеслав


©AirPages
2003-