Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Асы Форум

Овсянников Порфирий Борисович

Овсянников Порфирий Борисович

Овсянников Порфирий Борисович

Родился 1 марта 1924 года в д. Овсянниково Курской области в семье крестьянина. Окончил сельскую среднюю школу. С ноября 1940 по июль 1941 – учёба в аэроклубе г. Курска, затем – курсант Чугуевской ВАШП (окончил в июле 1943 г.). Затем – служба в 22-м ЗАП (г. Иваново), где освоил истребитель «Аэрокобра».

С конца апреля 1944 года - в действующей армии, в 28-м ГИАП (5-я Гвардейская ИАД, 6-я Воздушная армия, Северо-Западный фронт). В составе 1-го Прибалтийского фронта участвовал операции "Багратион, в боях за освобождение Восточной Пруссии. Истребитель Овсянникова дважды был серьёзно повреждён (в т.ч. последний раз ЗА в районе Пиллау).

Войну закончил старшим лётчиком, в звании лейтенанта. Совершил около 200 боевых вылетов, участвовал в 25 воздушных боях, лично сбил 3 истребителя FW-190 (первая победа - 29.10.1944 в районе ст. Ильмая; 2 последние - 13.04.1945 – в р-не Халенен Крайтц и южнее аэродрома Гросс-Диркшхайм).

Награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями. Участник Парада Победы на Красной площади в Москве в июне 1945 года.

С июля 1950 по октябрь 1951 г. – в «командировке» в Корею. Убыл туда будучи заместителем комэска в звании ст. лейтенанта, буквально накануне получив звание "военный лётчик 1-го класса". Окончил командировку майором, комэска. Совершил около 50 боевых вылетов и участвовал более чем в 10 воздушных боях, в которых официально сбил 7 самолётов противника. Сам не был повреждён ни разу. За Корейскую «командировку» награждён орденом БКЗ.

Победы Овсянникова в Корее:

1) 14 февраля 1951 г. – В-29. В.Набока, "Натовские ястребы..": "..Восьмерка м-ра Овсянникова в 10.45 была наведена на 10 Б-29, идущих двумя группами, без прикрытия истребителей. Оставив.. звено к-на Парфенова в прикрытии, Овсянников повел свое звено в атаку. Первому удару была подвергнута вторая пятерка Б-29, и, хотя успеха добиться не удалось, строй второго вражеского звена был нарушен. Ведущий звена прикрытия к-н Парфенов, видя, что истребителей противника нет, и получив разрешение от ведущего группы, также пощел своей четверкой в атаку на заднюю группу Б-29, но безрезультатно. Второй атаки группа Овсяникова не производила...". Всего в тот день засчитано 1 сбитый В-29 (Колядин) и 2 повреждённых (Овсянников, Гордеев, Мотов). МиГи потерь и повреждений не имели. Согласно книге И.Сейдова «Советские асы Корейской войны», несмотря на заключение данных фотоконтроля о «повреждении» В-29, записана официально как победа.

Американские данные не подтверждают повреждения В-29: «..14.02.1951 22 B-29 нанесли удар по казармам в Токчоне, сбросив 220 тонн бомб. В ходе выполнения задачи бомбардировщики подверглись атаке не менее 7 МиГ-15. Какие либо повреждения или потери американцами отрицаются, а в свой актив записан поврежденный МиГ. Вот как вспоминает эпизод стрелок сержант Дэви (sgt. Harry R. Davey): - "МиГ-и появились сзади, когда мы сбрасывали груз бомб на цель. Два из них атаковали мой самолет снизу, с позиции 7 часов, выполнив два захода, каждый раз приближаясь снизу." Все B-29 вернулись на свою базу в Японии, единственной проблемой стал снежный заряд над аэродромом усложнивший посадку..»

2) 23 февраля 1951 г. – F-80. В.Набока, "Натовские ястребы..": "..Овсянников атаковал первую пару «Шутинг Старов» спереди-справа, при этом ведомый Ф-80 ушел вниз, а ведущий разворотом влево попытался зайти в хвост самолету Овсянникова. Наш летчик, имея преимущество в скорости, сделал петлю Шевиара и сам зашел в хвост Ф-80. С дистанции 500—200 м длинной очередью Овсянников сумел зажечь истребитель противника, который, по данным ВПУ, был сбит.." На самом деле атаке МиГов подвергся разведчик RF-80А из 8-й траэ. По американским данным четверка МиГ-15 выполнила пять заходов на самолет лейтенанта Буна (Lt. Daniel Boone), так ни разу и не попав. Три раза стрелял лидер группы МиГ-ов и в последних двух заходах открывали огонь №2 и №3.

Иные контакты и бои с МиГами американские документы категорически отрицают. Произошедшая в этом вылете потеря МиГ-15 кап. Гордеева, указанная в наших документах как от атаки незаметно подошедшей пары F-80, на самом деле, очевидно, произошла без участия противника – при детальном разборе происшедшего установлено отсутствие визуального контакта с противником в момент повреждения МиГа Гордеева (НИКТО реально не видел этой т.н. "пары Ф-80"!, сам Гордеев в момент манёвра почувствовал удар, после чего самолёт перестал управляться, после чего лётчик катапультировался), очевидно, имело место самопроизвольное заклинивание рулей высоты у МиГа Гордеева в момент выполнения резкого манёвра, принятое им за боевое повреждение.

Таким образом, МиГ следует считать потерянным в результате лётного происшествия в б/в без воздействия противника.

3) 25 февраля 1951 г. – В-29. В.Набока, Натовские ястребы..": "..Четыре Б-29 пытались прорваться к охраняемому советскими истребителями район.. ВПУ точно вывел восьмерку МиГов Овсянникова на бомбардировщики противника. Первую атаку по Б-29 Овсянников произвел своим звеном сзади-справа-сверху, ведя огонь с дистанции 1000-700 м по ведущему бомбардировщику с последующим переносом очереди на замыкающий Б-29.. Вторую атаку звено Овсянникова произвело последовательно парами сзади-сверху-слева. Овсянников вел огонь по левому ведомому бомбардировщику.." Всего в том бою победы засчитаны всем 4 пилотам звена (Овсянников, Парфёнов, Пронин, Мотов).

Согласно американским данным, 25-го февраля 1951 года отмечена очередная встреча B-29 с группой от 6 до 8 МиГ-ов. Истребители безуспешно атаковали бомбардировщики, бомбившие ж.д. депо в районе Сунчона. Один из стрелков добился попадания в атакующий МиГ (действительно, легко повреждён МиГ-15 кап. Пронина). Свои потери и повреждения американские документы категорически отрицают. Так что, несмотря на ряд источников, где указаны якобы сбитыми или списанными потом 2 В-29, эта информация действительности не соответствует.

4) 1 марта 1951 г. – В-29. В. Набока, «Натовские ястребы..»: "В 12.46 по сигналу с КП дивизии вылетела восьмерка МиГов под командованием м-ра Овсянникова, но к месту предстоящего боя подошли только шесть истребителей — у самолета п/п-ка Никифорова не убралось шасси, и он с ведомым вернулся в Аньдун. В 12.54 в районе 15 км восточное Сюкусен (Сукчон) наша группа обнаружила 4 Б-29, идущих на высоте 6000 м в боевом порядке «ромб». Набрав высоту и оставив третью пару гв. к. Мотова в прикрытии, Овсянников звеном атаковал вражеские бомбардировщики слева-сзади-сверху.. В этот момент к месту воздушного боя подошла пятерка МиГ-15 второй группы под командованием п/п-ка Колядина, вылетевшая на три минуты позже. Колядин на правах старшего приказал группе Овсянникова прикрыть, а сам устремился в атаку на заднего ведомого Б-29, ведя по нему огонь с дистанции 800—600 м, после чего произвел еще две подобные атаки по ведущему и левому ведомому бомбардировщикам.. После стольких атак все Б-29 получили серьезные повреждения, причем две «Сверхкрепости» на глазах северокорейских солдат упали в море в 15—20 км западнее Сексена". Никаких повреждений у МиГов не было..". Всего в этом бою победы записаны Колядину и Овсянникову.

По американским данным в дневном налете на железнодорожные мосты участвовали 18 Б-29 98 BG (4 группы по 4 самолета и одна группа из двух), которые сбросили 144 тонны бомб. В ходе налета одна группа сообщила об огне ЗА, три группы атакам не подвергались и пятая замыкающая группа (лидер п-к Ричард Кармайкл) была атакована 6 МиГ-ами. В ходе отражения атаки стрелкам засчитали один сбитый МиГ и один вероятно. Сбитый занесен на счет сж. Вилльяма Финнегана. Согласно совокупным данным KORWALD и Комиссии по военнопленным следует считать так: Повреждены: № 44-61830, 44-69667 (согласно данным KORWALD), 27341 (вероятно, судя по данным Комиссии).

Потерян: В-29 № 44-69977. Точное авторство установить невозможно.

5) 2 марта 1951 г. – F-80. В этот день было 4 контакта с F-80. В первых двух побед советские пилоты не заявляли, в третьем – 2 (Овсянников, Монахов), в последнем – 1 (Тимофеев).

В американских документах потери отрицаются однозначно. Вот материалы их документов:

«..2.03.1951 г. в 12:17, к ю.-в. от Синыйчжу, 4 F-80 подверглись атаке 8 самолетов со стреловидным крылом. Противник сбросил ПТБ и выполнил восемь заходов со стороны солнца, но каждый раз не приближался ближе чем 1700 м. МиГ-и огня не открывали. F-80 выполняли резкие 360 град. развороты. Противостояние продлилось 8 минут.

В 13:10, восточнее Синыйчжу, 4 F-80 на высоте 10200 м. были атакованы группой самолетов со стреловидным крылом, которые выполнили один заход без открытия огня, после чего ушли курсом на запад.

В 13:20 севернее места предыдущего столкновения, 7 F-80C были атакованы 4 самолетами противника (МиГ-15 или тип.15) на высоте 10200 м. Противник действовал составом пар. Время контакта 10 минут.

В 13:30 там же, та же группа из 7 F-80 наблюдала около 20 самолетов со стреловидным крылом, а затем была атакована 8 МиГ-ами. Противник вел себя не агрессивно в стиле "удар-отход" и открывал огонь за пределами эффективной дистанции..»

Во всех указанных эпизодах потерь и повреждений нет. Описание контакта, соответствующего бою группы Овсянникова выделено подчёркиванием. В доказательство можно привести скан с американского, до настоящего времени недоступного статистического дайджеста "Enemy air activity" (интересующий эпизод обозначен подчёркиванием).

В документах Комиссии по военнопленным за 2 марта 1951 г. проходит два F-80 из 25-й иаэ, совершивших аварийную посадку на АБ с ранеными пилотами:

- F-80C №49-862, 25 иаэ, 51 ИАГ, damaged on landing at Tsuiki AB, injured

- F-80С №49-1864, 25 иаэ, 51 ИАГ, damaged on landing at K-2, injured

Достоверно известно, что № 862 был восстановлен, т.к. окончательно потерян 23.09.1951 г. от ЗА. Про второй подробностей нет. В ряде источников повреждения этих бортов связывается с МиГами, однако, учитывая американские документы на настоящий момент нельзя признать причастность МиГов к их повреждениям.

6, 7) 30 марта 1951 г. – В-29 и F-86. В этот день 38 бомбардировщиков В-29 направились на атаку 4 мостов через реку Ялу (один мост у Синыйчжу, два моста в 70 км выше по течению Ялу на которые 26 Б-29 сбросили 200 т бомб и мост у Манпожина на который 12 Б-29 сбросили 80 т бомб). На подходе к цели бомбардировщиков атаковали 30 МиГ-ов. В бой с МиГ-ами вступили 32 F-86 4 FIW осуществлявшие прикрытие бомбардировщиков. В ходе боя американским летчикам занесены на счет один сбитый и два поврежденных МиГ-а. Причем сбитый самолет получил на свой счет канадский летчик, ас и ветеран ВМВ Джозеф Августин Омер Левек (FL Omer J. Levesque), находившийся в составе 334 FIS по обмену опытом. Левек шел в звене майора Флетчера (Maj. Edward C. Fletcher) и наблюдал как пара МиГ-ов выполнила атаку на Б-29. К одному из этих МиГ-ов он и зашел в хвост. Летчик противника выполнил два разворота, пытаясь сбросить "Сейбр" с хвоста, а затем начал отход в сторону солнца. Но Левек был в темных очках, благодаря чему не потерял вражеский самолет из вида и выйдя на дальность огня дал длинную очередь с 450 м. МиГ перешел в неконтролируемое вращение и пошел вниз. Всего бой длился 10 минут и начался на высоте 10 000м. Американские стрелки В-29 (Норманн Грини и Чарлз Саммерс из 28-й баэ) заявили 2 МиГ-15.

С советской стороны потерь и повреждений у МиГов не было, а победы засчитаны только 2 и обе – майору Овсянникову – В-29 и F-86 (по В.Набока, «Натовские ястребы..»): «.."..Овсянников заметил два звена Б-29 и атаковал ведущее в лоб, ведя огонь с дистанции 800—600 м, и вышел из атаки вверх. После этого Овсянников еще трижды производил атаки на попутных курсах по вражеским бомбардировщикам и ушел домой. Подходя к аэродрому, Овсянников заметил 1 Б-29 и парой произвел по нему еще две атаки, только потом уйдя на посадку.. М-р Овсянников, получив команду связать боем истребители прикрытия, правым разворотом пошел в лобовую атаку на 10 Ф-86, связав их боем. Своей парой Овсянников после ряда вертикальных маневров зашел в хвост 2 Ф-86 и открыл по ним огонь на поражение, ведя его с дистанции 600—400 м. «Сейбры» со снижением ушли из боя...".

На самом деле в этом бою действительно был тяжёло повреждён 1 В-29 с ранением 5 членов экипажа, причём весьма специфический:

- В-29А №44-69746, 28 баэ, 19 БАГ, Damaged by 15-20 MiGs over Sinuiju at 1300L, landed at Itazuke AB with wounded personnel on board, 1 Lt. Bernard A.Gallaher, 1 Lt. Frank D.Kergan, TSgt. George N.McGowen, TSgt. Eugene C.Nicholson, A1C James I.Morrison, WIA.

Это был самолет со "спец. боеприпасом" Tarzon (командир экипажа 1st Lt. Leonard N. Rummel), он шел один без прикрытия и был атакован МиГ-ами в 13:31L у Синыйчжу. В дальнейшем был восстановлен. Позже отметился в авиационном происшествии 12.02.1954 г. и закончил карьеру на АБ Девис-Монтан 13.09.1954 (согласно справочнику "The B-29 Superfortress: A Comprehensive Registry of the Planes and Their Mission").

Потери повреждения F-86 отрицаются.

Овсянников Порфирий Борисович

После возвращения из Кореи до 1954 г. комэска в 28-м ГИАП.

Подполковник П.Б. Овсянников в кабине своего "МиГа", 1956 год.

С 1954 г. по 1962-й - командир 287-го ИАП (г. Новосибирск). С 1962 г. по 1967-й – командир 425-го ИАП (г. Таллин, Эстония).

Затем - переведён в г. Ленинград на должность старшего инспектора-лётчика 6-й отдельной армии ПВО.

В 1974 г. полковник Овсянников по состоянию здоровья и по выслуге лет уволен в запас.

Умер 17 января 2009 года в городе Санкт-Петербурге.

Награды: орден Отечественной войны 1-й степени, орден Боевого Красного Знамени (5), орден Красной Звезды, медаль "За боевые заслуги, орден Отечественной войны 2-й степени.

Максим Гореленко, 15.04.2015

<< | >>

Форум

©AirPages
2003-