Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Асы Форум

Насонов Михаил Петрович





Насонов Михаил Петрович

Родился в 1918 году, в с. Успенка, Башкирская АССР, Альшевский район.

В действующих частях ВВС РККА с 1943 г. в составе 28 ГИАП (страшина). ВОВ закончил в мае 1945 г. в той же части в звании лейтенанта.

За время боевых действий выполнил 226 боевых вылета, провёл 28 воздушных боёв, которых лично сбил 12 самолётов противника (первая победа: 23.07.1943 г. - FW-190 ЮЗ ст. Тулебля; последняя: 14.04.1945 г. - FW-190 в р-не аэр. Гросс-Диркшхайм).

В Корейской войне - в "первой смене" - старший лейтенант, зам. командира по политической части 2-й аэ 28 ГИАП 151-й ГИАД.

11 ноября 1950 года (11 день вступления 64-го ИАК в боевые действия) в районе Аньдуня, в 14:24 четвёрка МиГ-15 под командованием командира 28-го ГИАП майора Колядина (Колядин - Акимов, Боровков - Насонов) была аткована 18 F-80.

Ведущий произвел парой энергичный боевой разворот, что нарушило боевой порядок звена, и бой советским летчикам пришлось вести отдельными парами без огневой взаимосвязи.

Ведомый Колядина ст-л-т Акимов заметил, как один Ф-80 зашел в хвост ведущему, и сбил его удачной очередью. Но вот отбить атаки самолетов противника по ведомому второй пары ст.л-ту Насонову не удалось. Во время атаки «Шутинг Старов» Насонов продолжал полет по прямой, И Колядин, и м-р Боровков передавали ему постоянно по радиосвязи: «Двадцать третий, в хвосте самолеты противника, отвернись». Ст.лейтенант Насонов команды не выполнил, продолжая плавный разворот влево с креном 30 градусов, а в это время 1 Ф-80 с дистанции 50 м вел по нему интенсивный огонь. МиГ-15 Насонова начал снижаться левой управляемой спиралью. Отбив, наконец, атаки противника, м-р Боровков пошел на выручку своему ведомому, зайдя в хвост атакующей его паре Ф-80. После длинной очереди с дистанции 500—200 м один Ф-80 был сбит.

В дальнейшем три оставшихся МиГа отбили еще несколько атак Ф-80 и ушли на аэродром Аньшань. Ст.лейтенант Насонов, получивший в бою ранение, на подбитом самолете попытался произвести посадку на недостроенный аэродром Аньдун, но зашел на посадку поперек взлетно-посадочной полосы. МиГ-15 выскочил за взлетную дорожку и скапотировал. Гв. ст. л. Насонов во время аварии самолета погиб.

Согласно данным американских источников, в этот день потеряно 2 F-80C:

- F-80C -?-, 8ибаэ, 48 ИБАГ, while on a combat mission, aircraft crashed 15 mi from Taegu, 1 Lt Emory E.Hodges

- F-80C№49-682, 51 ИБАГ, crash landed, total loss.

Согласно данным американской стороны, в бою участвовали "шутинг стары" из 51-й ИАГ.

Здесь так же есть некоторые нестыковки. Так, американцы указывают на два боя с МиГами, тогда как советские источники описывают один бой:

- Первый бой датируется американскими источниками временем сразу около 12:00, когда звено 16-й иаэ из 51-й ИАГ(командир - Capt. Clyde J. Whaley) было атаковано группой МиГов. Отмечена атака МиГа по ведущему группы на вираже, однако F-80 смог за счёт лучшей горизонтальной манёвренности сам зайти в хвост МиГу, после чего МиГ, выполнив полупереворт ушёл вниз. Капитан Clyde J. Whaley открыл огонь и наблюдал беспорядочное падение противника.

- Во втором бою, согласно американским данным, принимало участие звено 25-й иаэ из 51-й ИАГ (ведущий группы Lt.Col. Clure E. Smith). По результатам боя американцы заявили повреждение двух МиГ-15 (Clure E. Smith и 1-1 л-т. Garland D. Hanson). Причём Hanson атаковал сзади и наблюдал попадания в крыло и фюзеляж МиГ-а, после чего последний задымил и ушел со снижением за реку. Smith привез нечёткое изображение МиГ-а на ФКП

При анализе этих описаний видно, что, вероятнее всего, ранение гв.ст.л-та Насонова имело место во втором случае, т.к. описание атаки Clyde J. Whaley полностью противоречит обсточтельствам атаки Негодяева.

Что же касается двух потерянных "шутинг старов", то первый относился к 48-й ИБАГ, а значит отношения к бою иметь не мог.

Второй же №49-682 получил повреждение при рулёжке на посадке после учебно-тренировочного вылета в процессе переучивания пилотов "мустангов" на базе Кимпо, пилот Harry T. Sandlin (погиб 25 ноября 1950 г.).

Здесь так же есть противоречия в американских данных, т.к. в материалах Комиссии по военнопленным дата потери этого борта указана как 11.11.1950 г., тогда как иные источники относят на этот день лишь повреждение борта, а окончательно потеря его датирована 7 декабря 1950 г. Впрочем, он не имеет отношения к бою 11.11.1950 г.

Боевые награды:

Ордена БКЗ (3), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медали.

Похоронен на братском кладбище, Ляодунский полуостров, Китай.

Дата публикации на сайте: 25.06.2011

<< | >>


©AirPages
2003-