Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Асы Форум

Куманичкин Александр Сергеевич

Куманичкин Александр Сергеевич

Куманичкин Александр Сергеевич

Родился 26 Августа 1920 года в посёлке Баланда Саратовской области, в семье рабочего. С 1930 года жил в Москве.

Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище. Работал токарем на обувной фабрике "Буревестник" и учился в аэроклубе.

С 1938 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов и был оставлен в ней лётчиком - инструктором.

С июля 1942 года в действующей армии. До июля 1943 года служил в 927-м ИАП, по ноябрь 1944 года - в 41-м ГвИАП, по май 1945 года - в 176-м ГвИАП.

К ноябрю 1943 года командир эскадрильи 41-го гвардейского истребительного авиационного полка ( 8-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) гвардии капитан А. С. Куманичкин совершил 196 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв, лично сбил 18 и в паре 1 самолёт противника.

13 апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К маю 1945 года выполнил более 300 боевых вылетов, участвуя в 70 воздушных боях уничтожил около 30 самолётов противника (В своих воспоминаниях, Александр Сергеевич указывает, что его последняя победа была 36-й. Эту же цифру приводит в своей книге и его бывший ведомый С. М. Крамаренко.

У Н. Г. Бодрихина читаем: 31 лично и 1 в паре, ещё 6 в Корее. Итого - 38;

М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 27 личных и 2 групповые победы в ВОВ.

После войны продолжал служить в ВВС.

В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы усовершенствования командиров частей.

Участник Корейской войны 1950 - 1953 годов. Командовал 303-й истребительной авиационной дивизией.

В приказе командира 64-го ИАК Лобова 0027 от 24.02.1952 г. "Об итогах боевых действий 303-й ИАД" приведены следующие данные: ГСС полковник Куманичкин А.С. лично сбил 1 F-84.

1) 11 сентября 1951 г. В этот день произошло несколько боёв с ИБА 5-й ВА ВВС США. Всего советскими пилотами заявлено 7 побед над F-84, в т.ч. 1 - Куманичкиным, на тот момент зам. командиром 303-й ИАД.

Боевой день большой, заявок много и чтобы разобраться, надо попытаться реконструировать события. Попорбуем. Итак...

Американская сторона признала потерю одного F-80, заявив 3 повреждённых МиГа. Реально же от огня противника советские пилоты потерь и повреждений не имели. А вот огнём дружественной китайской ЗА, к сожалению, случайно был сбит МиГ-15 ст. л-та Божко.

При сличении с американским описанием боёв стало известно, что эта единственная потеря американцев произошла во время последнего боестолкновения, произошедшего после обеда. Вот описание из американского источника:

"..11.9.1951 г. в 17:50, в районе 12 км с.с.-в. Пхеньяна, четверка F-80C 35 FBS 8 FBG следовавшая для атаки наземной цели в район Мяого, обнаружила перед собой на высоте 8500 м. группу из 20 МиГ-15. Американские летчики разделились на пары и вступили в бой с 6 и 2 МиГ-15 соответственно. В ходе боя один F-80С 49-852 был потерян (летчик 1st Lt. Sterling J. Bushroe). На земле, в квадрате YD3852, наблюдался взрыв. Кроме того видели парашют, раскрывшийся на высоте около 2500 м. Коллеги встали в круг в районе предполагаемого приземления, но обнаружить сбитого летчика не смогли..".

В этот период времени был только один бой с советской стороны, в котором заявлено всего 2 победы - Куманичкиным и Пономарёвым:

..В 16.58 в районе Дзюнсен на высоте 5000 м группа Куманичкина (10 самолетов) встретилась с 8 Ф-84 в боевых порядках «колонна пар» с курсом 170 град. Выполнив левую спираль, наши истребители стали заходить самолетам противника в хвост... Куманичкин дал команду: «атаковать противника 2 эскадрилье. 1 и 3 прикрывать бой» и, выполнив левую спираль, пошел на сближение с самолетами противника. Куманичкин, сблизившись со второй парой Ф-84 до дистанции 200-300 м, под R-2/4-3/4 дал одну длинную очередь, в результате которой самолет загорелся и пошел к земле... Звено Пономарева заходило в хвост замыкающей паре Ф-84. Пономарев вышел на прямую на дистанцию до 2000 м. Сблизившись на дистанцию 250 м открыл огонь по ведомому пары Ф-84 под R-0/4. Дал 1 среднюю очередь. Атакованный Ф-84 взорвался в воздухе.. Пономарев, сблизившись с противником до 200 м, резко развернулся влево и левым боевым разворотом вышел из атаки, после чего заметил, что его ведомого л. Божко в паре нет.. Божко во время воздушного боя прикрывал Пономарева и в момент выхода из боевого разворота слышал запрос Пономарева, но не успел ответить, так как произошел сильный взрыв на самолете, и он вынужден был покинуть его катапультированием. На месте катапультирования установлено, что Божко сбили зенитки китайцев.."

Итого, 2 наших заявки и 1 реально потерянный F-80C.. Всё уже сильно упростилось - уже не 7 заявок и 1 реальная победа, а всего 2 заявки. Вопрос - кто?

Описание у всех весьма яркое, но.. Куманичкин - бесспорный ас ВМВ, а вот Пономарёв.. У него уже много заявок (5, если быть точнее, до этой, в т.ч. две - утром), но НИ ОДНА не подтверждается реально.

Есть и ФКП Куманичкина, где несмотря на крайне невыгодный ракурс стрельбы видны разрывы снарядов на F-84 и рядом, да и вероятность поражения цели рассчитана как 28%, что весьма много, тем более, если это лишь последний кадр ФКП.

Плюс взрыв-то в воздухе в том бою был ВСЕГО ОДИН. И взорвался именно МиГ Божко. То есть, цель обстрелянная Пономарёвым взорваться уже не могла никак. Вероятно, убрав палец с гашетки, он стал искать ведомого, отвлекся на какое-то время, а затем увидел взорвавшийся самолет, который принял за атакованный Ф-84. Американцы так же впали в заблуждение, приняв парашют в воздухе за своего катапультировавшегося пилота. На самом деле на парашюте спускался Божко, катапультировавшийся из взорвавшегося от попадания ЗА своего МиГа. Вызывает сомнения, честно говоря, и якобы имевший место "круг" над местом падения своего "шута" - вряд ли это возможно, когда группу растреливает превосходящий противник. Скорее этот эпизод появился для "смягчения" картины потери для начальства.

А же американский пилот так и не смог покинуть горящую машину и погиб в кабине своего "шута", сбитого асом ВМВ, ГСС п-ком А.С. Куманичкиным из крайне невыгодного положения. Теперь становится очевидным, получив американские данные, что именно он сбил тот "шут", приняв, правда, его за "тандерджет", что, в прочем, простительно.

По окончании Корейской командировки в 1954 году окончил Высшую военную академию и назначен начальником 4-го Центра боевого применения ВВС в Воронеже.

В 1960 году получил тяжёлую травму шейных позвонков при прыжке в воду во время купания, списан с лётной работы и назначен начальником разведки Воздушной армии в Закавказье.

С 1961 года Гвардии генерал-майор авиации А. С. Куманичкин - в запасе.

Жил в Воронеже, работал начальником лётно-испытательной станции на Воронежском авиационном заводе.

Умер 24 октября 1983 года. Похоронен на Юго-Западном кладбище в Воронеже.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (6), Красной Звезды (2), медали.

В заключение - личная карточка погибшего американского пилота, его фото, ФКП стрельбы Куманичкина и фото его надгробного памятника.

ФКП стрельбы Куманичкина

1LT STERLING JOSEPH BUSHROE

DISTINGUISHED FLYING CROSS

35TH FIGHTER BOMBER SQUADRON

AIRCRAFT TYPE: F-80C № 49-852

HOSTILE, DIED WHILE MISSING (MIA)

REMAINS NOT RECOVERED

DATE OF LOSS: SEPTEMBER 11, 1951

SERVICE NUMBER: AO1911963

BORN: NOVEMBER 2, 1926

HOME OR PLACE OF ENLISTMENT: ERIE, MICHIGAN, MONROE COUNTY

LOCATION OR BATTLE ZONE: NORTH KOREA

TOWN OR AREA: NEAR TAECHON-NI

Comments: First Lieutenant Bushroe was the pilot of a F-80C Shooting Star fighter interceptor with the 35th Fighter Bomber Squadron, 8th Fighter Bomber Group. On September 11, 1951, while on a combat mission in the Taechon-ni area, North Korea, his aircraft was shot down by a MiG aircraft. He was listed as Missing in Action and was presumed dead on December 31, 1953.

FINAL DISPOSITION DATE: DECEMBER 31, 1953

KOREAN WAR PROJECT KEY NO: 4045

Максим Гореленко, 31.03.2015

<< | >>

31 03 2015

Давно не писал, Вы, вероятно, справедливо полагали, что тема "издохла". Смею Вас заверить, что это не так.
К сожалению, те источники информации по американцам (в основном И.Сейдов) оказались мягко говоря, мало соответствующими действительности. А практически весь интернет-контент по этой теме, увы, базируется только на них.
И тем не менее, в настоящее время только на двух интернет-форумах идёт постоянная (уже несколько лет) работа по этой теме. Появились реальные американские источники. Соответственно, есть возможность существенно подкорректировать то, что я писал ранее. Изменения более чем значимые. Информация крайне эксклюзивная и на настоящий момент наиболее полная в стране.

Максим Гореленко


©AirPages
2003-