Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Асы Форум

Бахаев Степан Антонович

Бахаев Степан Антонович

Бахаев Степан Антонович

Родился 2 февраля 1922 г. в с. Двуречки Грязинского района Липецкой области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 г. Окончил 7 классов. После школы уехал в г. Липецк, поступил в плодово-ягодный техникум. Вскоре заболел тифом и был отчислен за непосещаемость. Устроился газовщиком-доменщиком на Липецкий металлургический завод. Одновременно учился в вечерней школе ФЗУ и аэроклубе - окончил в 1940 г. (140 полётов на По-2). С октября 1940 г в РККА, с января 1941 г. - курсант Краснодарской ВАШП.

На фронте с лета 1943 г, в составе 515-го ИАП (мл. лейтенант).

До конца войны выполнил 112 боевых вылетов, провёл 28 боёв, в которых сбил 11 лично и 2 в группе самолётов противника (первая победа: 31.08.1943 г. – FW-189 в группе в районе Чугуев - Горб; последняя – 18.03.1945 г. – 2 FW-190 в районе Штеттин - Альтдамм).

Войну окончил старшим лейтенантом, третьим по результативности летчиком полка за войну.

По окончании ВОВ продолжил службу в ВВС. С февраля 1948 г. Бахаев в 523 ИАП (303-я ИАД). Полк последовательно переоснащался Як-15, затем МиГ-15. С августа 1950 г. часть переброшена в Приморье.

26 декабря 1950 г. пара Бахаев – Котов поднята на перехват самолёта-разведчика, опознанного как В-29:

«..в районе устья реки Тюмень-Ула (линия границы с Кореей) заметили приближающийся от мыса Сейсюра (Корея) американский самолёт Б-29, который, .. сблизился с нашими истребителями и открыл огонь. В результате ответного огня наших истребителей на Б-29 загорелось левое крыло и самолёт, развернувшись в сторону моря, резко пошёл на снижение.. По утверждению наших лётчиков и заключению штаба ВВС .. Б-29 сбит и упал в море в 50 милях южнее мыса Сейсюра… 27 декабря с утра американские самолёты Б-29 группами по 2-4 машины летали в районе падения самолёта. Генерал-лейтенант Петров…".

Официально американской стороной признано лишь повреждение RB-29, заявлен протест.

В составе 523-го ИАП 303 ИАД в 1951 - 52 г.участвовал в войне в Корее (капитан - майор). За время боевых действий выполнил 180 б/в (143 ч 25 мин). Провёл 63 в/боя, в которых сбил 11 самолетов противника:

1) 24.06.1951 г. 1 F-80 в районе Ансю – Бихен. Всего заявлено 9 F-80 без собственных потерь (повреждён МиГ ведомого Бахаева ст.л. Х.Г. Дьяченко - 6 пробоин, восстановлен).

Чуть позже кап. Гончаров (176 ИАП) заявил сбитым в р-не Ансю одиночный разведчик Т-33 (пилот катапультировался, взят в плен). США признают лишь 1 F-80:

- F-80C № 49-646 из 8 ибаэ, 49 ИБАГ, Flight of 4 F-80s attacked by 12 MiG-15s, downed by MiG over Chonsodae (Sonchon), 1 Lt. Ernest C.Dunning (спасён ПСС США).

Что странно, т.к. помимо пленения пилота Т-33, в утреннем бою советские пилоты наблюдали горение и взрывы атакованных самолётов противника.

2) 19.08.1951 г. 1 F-86 в районе Тэйсю. Заявка не подтверждена. США потерю F-86 отрицают.

3) 19.09.1951 г. 1 F-84 в районе Дзюнсен – Сюкусен. Заявлено 7 F-84 при потере одного МиГа кап. Тюляева И.И, благополучно катапультировавшегося (кап. Кеннет Скин, 9-я ибаэ 49 ИБАГ).

Официально США признали потерю одного F-84:

- F-84E №51-528 из 49-й ИБАГ, Engine failure, bailed out, rescued

4) 25.09.1951 г. 1 F-86 в р-не Тайсен. За день пилотами 64-го ИАК заявлено 4 F-86 без потерь (1 пробоину получил МиГ кап. Охая Г.У.).

Американские документы отрицают потери F-86.

Сами американцы заявили 5 МиГ-15. Реально потерян только 1 - Лио Ёнсинь (Лий Юн Синь) ??? , летчик 12-го ИАП, 4 ИАД ВВС НОАК, - сбит в бою с F-86, погиб (в бою участвовала группа из 16 МиГ-15 12-го ИАП ВВС НОАК, возглавляемая зам.ком.полка Вен Хо Лии).

5) 26.09.1951 г. 1 F-86 в районе Ансю – Хакусен. Всего за день заявлено 9 побед – 4 F-86, 3 F-84, 2 «метеора» без своих потерь (3 пробоины получил МиГ подп. Карасёва).

Американские документы свидетельствуют о безвозвратной потере 1 самолёта:

- F-86A № 49-1113, 336 иаэ, 4 ИАГ, Flight of four F-86s, shot down by MiG over Sinuiju at approx 1010L, 1 Lt. Carl G.Barnett, MIA, In subsequent reporting witness reported seeing F-86 flying in a long scallow dive south Worhyon-ni.

Вероятнее всего его сбил кап. Сутягин, т.к. только он стрелял с короткой дистанции и атакованный им «сейбр» горел, упав ю-з Ансю.

Был повреждён, но восстановлен «метеор» №А77-949 флайт-сержанта Эрнста Армитта.

6) 06.10.1951 г. 1 F-86. Всего, пилотами корпуса заявлено 8 F-86 без своих потерь.

Американцы - безвозвратно потеряно 2 F-86:

- F-86A № 49-1319, 4th Ftr-Int Gp, 2-го лейтенанта Гарретта (Bill Garret). Сбит Е.Пепеляевым, вывезен в СССР.

- F-86E № 50-671, 4th Ftr-Int Gp, 336th Ftr-Int Sq, Engaged MiGs, pilot ejected. Это машина его ведущего 1-го лейтенанта О”Коннора (Arthur O’Connor). Сбит кап. Шеберстовым.

Повреждён, но восстановлен 1 F-86:

- № 49-1178, 4th Ftr-Int Gp, 336th Ftr-Int Sq, Damaged during encounter with MiGs.

7) 23.10.1951 г. 1 B-29. "Чёрный вторник" ВВС США. 9 B-29 из 307-й БАГ под прикрытием 55 F-84 и 34 F-86 атаковали аэродромы Намси и Тайсен. На перехват поднялись 58 МиГ-15 из 303 ИАД и 26 МиГ-15 из 324 ИАД. Заявлено сбитыми 10 B-29 и 3 F-84. Свои потери - 1 МиГ-15 – погиб ст.лейт. Хуртин, 523 ИАП (майор Р. Крейтон). Американские источники так трактуют потери В-29А в этом бою:

Потеряны:

- № 44-70151: Damaged by MiGs near Namsi Airfield, crew bailed out in Chinnampo/Inchon area (Yellow Sea), 3rd ARSq SA-16 Dumbos participated in SAR effort, approx 233 SAR missions flown, surface vessels impeded by rough seas.

- № 42-94045: Downed by MiGs near Namsi airfield at 0920L, last seen in a tight spiral, 3rd ARSq SA-16 Dumbos participated in SAR effort, a total of approx 233 SAR missions flown, surface vessels impeded by rough seas.

- № 44-61940: Damaged by MiGs near Namsi airfield, crashed 6 mi off coast of Chinnampo, 3rd ARSq SA-16 Dumbos participated in SAR effort, a total of approx 233 SAR missions flown, surface vessels impeded by rough seas.

Повреждены, но восстановлены:

- № 44-86295: Damaged by MiGs, landed at Kimpo AB (K-14)

- № 44-27347: Damaged by MiGs, successfully recovered at Kimpo AB (K-14)

- № 44-87760: Major damage by MiGs, reparable

- № 44-61824: Major damage by MiGs, reparable

- № 44-61816: Major damage by MiGs, reparable.

Подтверждается потеря 1 F-84:

- F-84E №50-1220, 11 иабэ, 135 ИБАКр, On escort mission, downed by MiGs, 2 F-84s attacked by 2 MiG-15s, last observed on fire and spiraling down into heavy overcast, no egress noted, 1 Lt. John W.Shewmaker, MIA

8) 27.11.1951 г. 1 F-80. Всего заявлено 4 F-84, 2 F-80, 2 F4U при потере 2 МиГ-15.

Американские документы подтверждают следующие потери:

- F-80C № 49-531, 36 ибаэ, 8 ИБАГ, 4 Four-ship flight of F-80Cs attacked by 18 MiGs, last seen in 45 deg dive taking evasive action, crash not observed, 1 Lt. Rafael A.Du Breuil, MIA.

- F-84E №51-636, 7 ибаэ, 49 ИБАГ, On interdiction mission, failed to pull out of strafing run, crashed into boxcars near Chinnampo, no egress noted, Maj. Bernard K.Seitzinger, MIA.

- AD-4L №123974, VF-54, USS Essex (CV-9), Unable to jettison unstable armed bomb on wing, bailed out, lost at sea, a destroyer and a whale boat conducted an extensive SAR effort, results negative, LtJG Eugene B.Hale, KIA.

- F4U-4B №62979, VMF-323, MAG-12, Lost oil pressure, engine froze, bailed out over friendly territory.

9) 29.11.1951 г. 1 F-86 в районе Дзюнсена. Не подтверждается США.

10) 01.01.1952 г. 1 F-86. Всего заявлено 2 F-86. Потерян 1 МиГ-15 (ст.лейт. Малунов Ф.Г., катапультировался). США признают потерю 1 F-86E:

- №50-635, 16 иаэ 51 ИАКр, Returning from combat mission, landing gear malf/fuel starvation, crashed at Suwon, 1 Lt. John Logoyda, KIA.

На следующий день, от «воздействия противника» списан ещё 1 F-86A:

- № 49-1318, 334 иаэ, 4 ИАКр.

Однако бои в этот день никто не вёл. Возможно, что это – второй «сейбр» 1-го января.

11) 18.01.1952 г. 1 F-84 в районе Сюкусен–Ансю. Единственная заявка корпуса за день.

Согласно американским документам потерян 1 F-84E:

- №51-669 из 49-й ИБАГ. Hit by AAA and crashed near K-2.

После окончания войны продолжал службу в составе 523 ИАП на Дальнем Востоке. 26 апреля 1959 г. получил травму позвоночника в авиакатастрофе, был комиссован.

Жил в г. Богодухов, Харьковской области. С 1962 по 1973 г. работал в Богодуховском учебном центре ДОСААФ. Вёл пропагандистскую работу. В 1980 и 1982 г. перенес два инсульта.

Умер 5 июля 1995 г. Похоронен в г. Богодухов. В г. Липецк на доме, в котором ранее жил С.А. Бахаев, установлена мемориальная доска.

Награды: ГСС (13.11.1951 г.), Ордена Ленина, БКЗ (4), КЗ (2), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медали.

Дата публикации на сайте: 05.08.2008

<< | >>


©AirPages
2003-