Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
РТЭ и РЛЭ Як-9 Техническое описание

Самолет Як-9

Временное техническое описание

Оборонгиз 1944

ВВЕДЕНИЕ

Самолет Як-9 конструкции генерал-лейтенанта инженерно-авиационной службы т. Яковлева является современным боевым caмолетом-истребителем, построенным с учетом требований Отечественной войны. Самолет прост в управлении и не требует высокой квалификации летчика. По конструкции самолет Як-9 одномоторный одноместный моноплан с низко расположенным свободнонесущим крылом и убирающимся шасси и костылем.

Вооружение самолета состоит из синхронного пулемета УБС и моторной пушки МП-20, стреляющей через полый вал редуктора мотора, управление огнем пушки электрическое, пулемета - электропневматическое.

На самолете установлен форсированный мотор ВК-105ПФ водяного охлаждения и металлический трехлопастный тянущий винт ВИШ-61П с регулятором Р-7А постоянного числа оборотов.

Запуск мотора, выпуск и подъем* шасси, костыля и посадочных щитков, торможение колес, спуск пулемета и перезаряжание оружия осуществляются сжатым воздухом от общей пневмосистемы самолета.

Кабина летчика стандартного типа, закрыта фонарем из плексигласа, подвижная часть фонаря сдвигается назад и в случае крайней необходимости может быть сброшена. В кабине установлена броня: бронестекло в козырьке фонаря, бронеспинка и заднее бронестекло над ней.

Оборудование самолета обеспечивает связь самолетов между собой и с землей, а также возможность выполнения как дневных, так и ночных полетов.

* - на современном языке - "уборка шасси", прим. админ.

КОНСТРУКЦИЯ

Самолет Як-9 смешанной конструкции. Крыло имеет металлические лонжероны, деревянный набор нервюр и стрингеров и фанерную обшивку.

Каркас фюзеляжа ферменного типа, сварен из хромансилевых труб, имеет деревянную опалубку, обшитую частично фанерой, частично полотном. Оперение металлическое, клепаной конструкции. Рули и элероны обшиты полотном. Капот мотора и зализы крыла и оперения - дуралюминовые.

Як-9, зав № 09-89 с мотором ВК-105ПФ и винтом ВИШ-105СВ

Опытный истребитель сопровождения Як-9, зав № 09-89 с мотором ВК-105ПФ и винтом ВИШ-105СВ. Самолет, выпущенный заводом № 153, был модифицирован на заводе № 115 в декабре 1943 г.

Основных отъемных частей семь: крыло, фюзеляж, горизонтальное оперение, вертикальное оперение, моторная установка, шасси и костыль. Отъемные части взаимозаменяемы.

Обеспечены удобные подходы для монтажа, осмотра и обслуживания основных агрегатов и механизмов. На фюзеляже и крыле размещено необходимое число люков.

КРЫЛО

Профиль крыла модифицированный Кларк-YH. Крыло самолета — двухлонжеронное, разъемное с жесткой фанерной работающей обшивкой (рис. 1).

Як-9, крыло самолета

Рис. 1. Крыло.

1—деревянный каркас законцовки крыла; 2—патрон бортового АНО; 3—дуралюминовый уголок с анкерными гайками по бортам люков; 4—шкворень амортстойки; 5—шкворень ломающегося подкоса; 6—обшивка носка, выклеенная из березового шпона; 7—узел разъема переднего лонжерона; 8—передний стыковой узел крыла с фюзеляжем; 9—стыковой узел носка крыла с ушковым болтом крепления моторами; 10—трубка Пито; 11—элерон; 12—закрытый люк отсека бензобака; 13—средний стыковой узел крыла с фюзеляжем; 14 — узел разъема заднего лонжерона; 15—щиток; 16—деревянный хвостик нервюры № 11, 17 —узел подвески элерона.

Лонжероны крыла дуралюминовые клепаные. В крыле имеется 38 нервюр. Средние части четырех нервюр дуралюминовые, остальные деревянные. Нервюры и стрингеры — разрезные. Стрингеры изготовлены из сосновых реек квадратного сечения.

Законцовки крыла от нервюр № 22 деревянные. В каркас законцовок входят деревянные концы металлических лонжеронов, стрингеры и концевые ободы.

Разъем крыла (рис. 2) осуществляется по оси самолета в четырех узлах: двух на переднем и двух на заднем лонжеронах.

Кованые хромансилевые уши узлов разъема закреплены на лонжеронах болтами.

На переднем лонжероне укреплены точеные хромансилевые шкворни для установки амортизационных стоек и подкосов шасси. К заднему лонжерону подвешены элероны на трех дуралюминовых кронштейнах каждый и щитки на петлях с шомполами. Отсеки бензобаков находятся между передним и задним лонжеронами и нервюрами № 0 и № 13 и закрыты снизу дуралюминовыми крышками, являющимися элементами работающей обшивки крыла. Крышки бензобаков крепятся винтами к анкерным гайкам, приклепанным к полкам лонжеронов и нервюр № 0, 7 и 13.

Як-9, Торец по разъему крыла

Рис. 2. Торец по разъему крыла.

1—ухо разъема заднего лонжерона; 2—средний стыковой узел крыла с фюзеляжем; 3— ухо разъема переднего лонжерона: 4—передний стыковой узел крыла с фюзеляжем; 5—нервюра № 0.

Крыло крепится к фюзеляжу шестью основными узлами. Кроме тоого, дополнительно имеются два крепления, носков крыла к ушковым болтам: нижних стыковых узлов моторамьг с фюзеляжем. Эти крепления состоят из сварных стальных трубчатых кронштейнов, установленных на носках мервюр № 0, и подкрепляют часть крыла с куполами шасси.

Передний лонжерон крыла представляет собой балку переменного сечения (в основном двутаврового с переходом на швеллер у концов и состоит из стенки и двух полок. Стенка лонжерона дуралюминовая и по длине склепана из листов разной толщины.

Задний лонжерон швеллерного сечения выполнен из листового дуралюмина в виде стенки с отбортованными полками. С внутренней стороны швеллера от нервюры № 0 до нервюры № 7 к полкам приклепаны уголковые профили с накладками. Полки заднего лонжерона сделаны по малке профиля крыла. Снаружи к полкам лонжерона приклепываются фанерные накладки толщиной 5 мм, к которым приклеиваются сосновые планки для крепления фанерной обшивки.

Нервюра крыла состоит из трех частей: носка, средней части и хвостика. Каркас деревянных нервюр собран из сосновых реек и зашит одной или двумя фанерными стенками. В отсеках бензобаков средние верхние части нервюр коробчатого сечения и выполнены в виде седел. Средняя часть нервюры № 0 имеет стенку из листового дуралюмина. По нижнему контуру к стенке приклепан уголковый профиль, а по верхнему — деревянный брусок. Средняя часть нервюры № 7 выполнена так же, как передний лонжерон крыла. К дуралюминовой стенке нервюры с обеих сторон по верхнему и нижнему контуру приклепаны прессованные профили. Сверху к профилям приклепана фанерная накладка.

Все нервюры скрепляются с лонжеронами, дуралюминовыми угольниками на заклепках. Угольники крепятся к нервюрам трубчатыми заклепками.

Обшивка средней и хвостовой частей крыла — фанерная, переменной толщины: от 5 до 3 мм. Носок крыла выклеен из березового шпона толщиной от 8 до 4 мм. Обшивка приклеивается к деревянному набору нервюр и стрингеров, а также к деревянным накладкам на полках дуралюминовых нервюр и лонжеронов (рис. 3).

Элероны — типа Фриз. Каждый элерон состоит из двух шарнирно соединенных между собой частей. Дуралюминовый каркас элерона обшивается полотном. Каркас состоит из трубчатого лонжерона и штампованных нервюр. Элероны имеют аэродинамическую и весовую компенсации. Последняя выполнена в виде стальных прутков, вклепанных в носки элеронов.

Элероны подвешены на трех шарнирных узлах каждый. Два крайних ориентирующихся узла имеют по одному вертикальному стыковому болту, третий средний фиксирующий узел имеет два стыковых болта.

На обоих элеронах установлены дуралюминовые пластинки-компенсаторы, выступающие за габариты элеронов.

Щитки, подвешенные снизу на петлях с шомполами к заднему лонжерону крыла, помещаются на участке от фюзеляжа до хвостиков нервюр № 11. Каркас щитков склепан из дуралюминовых профилей* и имеет снизу гладкую дуралюминовую обшивку.

* - Каркас может быть цельноштампованный.

ФЮЗЕЛЯЖ

Фюзеляж смешанной конструкции (рис. 4). Каркас фюзеляжа сварен из хромансилевых труб и состоит из четырех лонжеронов, соединенных между собой набором раскосов и распорок, образующих 4 панели и 10 рам (рис. 5). Отсеки между рамами 4 и 7 верхней панели и между рамами 3 и 6 нижней панели каркаса и рамы 5 и 6 расчалены стандартными стальными лентами-расчалками. На верхней панели поставлены по две ленты-расчалки в каждой диагонали.

Для крепления моторамы опереди на каркасе приварены четыре стыковых узла: два верхних и два нижних. Верхние узлы вварены в трубы верхних лонжеронов фюзеляжа, а нижние — в нижние трубы каркаса.

Як-9, Сбрасываемый фонарь

Рис. 7. Сбрасываемый фонарь.

1—сбрасываемая часть фонаря; 2—шарик механизма аварийного сбрасывания фонаря; 3—штырь, скрепляющий части подвижного фонаря; 4—зубья зацепления; 5—ползун, остающийся на самолете после сбрасывания фонаря.

Гаргроты состоят из легких рамок и стрингеров. Верхний гаргрот крепится к деревянным планкам-штапикам, примотанным к трубам лонжеронов кияерной лентой на клею, и обшит фанерой. Нижний гаргрот укреплен болтами к приварным ушкам «а нижней панели каркаса, имеет фанерные обтекатели по угловым кромкам и обшит полотном.

К трубам боковых панелей каркаса киперными лентами крепятся сосновые стрингеры, к которым пришивается полотняная обшивка. Верхняя часть фюзеляжа около фонаря имеет деревянную опалубку и обшита фанерой. Фонарь кабины летчика состоит из трех частей: козырька, подвижной средней части и заднего обтекателя, и остеклен плексигласом. Козырек фонаря имеет четыре стекла и прикреплен к трубке каркаса и деревянной опалубке фюзеляжа болтами. Передним стеклом служит прозрачная броня. Подвижная часть фонаря отодвигается назад по бортовым направляющим при помощи тросов с полиспастом и пружины, укрепленной на стабилизаторе (рис. 6), и может фиксироваться в пяти различных положениях замком, расположенным слева. Подвижная часть фонаря приспособлена для аварийного сбрасывания (рис. 7). Для сбрасывания нужно резко потянуть за красный шарик, подвешенный сверху к передней раме. Тросы, соединяющие шарик с двумя штырями, выдергивают штыри из гнезд нижней части. Освобожденная верхняя часть под действием набегающего потока воздуха выходит из зацепления с нижней частью и сбрасывается.

За головой летчика и в козырьке фонаря установлены бронестекла.

ОПЕРЕНИЕ

Стабилизатор и киль устанавливаются на фюзеляже с постоянными углами. Стабилизатор крепится к фюзеляжу при помощи четырех узлов, попарно расположенных ка переднем и заднем лонжеронах стабилизатора. Киль 'крепится к стабилизатору узлами, расположенными на переднем лонжероне, а к фюзеляжу узлами на заднем лонжероне киля. Киль и стабилизатор имеют по два дуралюминовых лонжерона, швеллерного сечения. Нервюры, штампованные из листового дуралюмина, состоят из трех частей: носка, средней части и хвостика. Стрингеры — дуралюминовые профили, углового сечения. Обшивка из миллиметрового листового дуралюмина.

Як-9, Оперение

Рис. 8. Оперение.

Руль высоты имеет аэродинамическую и весовую компенсации. Помещенные в носке руля чугунные бруски обеспечивают весовую компенсацию. Руль высоты состоит из двух частей, соединенных по фланцам лонжерона пятью болтами, и подвешивается к стабилизатору на пяти узлах. Лонжерон руля высоты склепан из дуралюмйновых труб и дуралюминовых профилей. Нервюры, штампованные из листового дуралюмина. Руль высоты снабжен триммерами, управляемыми из кабины. На руле поворота вместо триммера установлена дуралюминовая пластинка-компенсатор.

Руль поворота подвешен к килю на двух узлах и третьим узлом к фюзеляжу. Лонжерон руля поворота изготовлен из дуралюминовой трубы. Нервюры неразрезные, штампованные из листового дуралюмина. Рули обшиты полотном. В узлах подвески рулей и элеронов запрессованы шарикоподшипники, исключающие появление люфтов и заедания.


©AirPages
2003-