Авиация Второй мировой |
МАРК СОЛОНИН И БОЕВОЙ РАЗВОРОТВладимир ИвонинЭта статья – о любви. О любви к цифрам. «Я очень люблю цифры» – признался в одной радиопередаче популярный нынче писатель-историк Марк Семёнович Солонин. А что может быть лучше историка, любящего цифры? Ведь история невозможна без цифр, военная история – в особенности. Остается лишь выяснить – какая она, эта любовь. Большая и чистая, или того… этого… не очень? И, соответственно, чего ожидать от трудов этого любителя цифр – объективного исследования, основанного на честном и логичном анализе цифр и фактов, или хитроумного жонглирования цифрами с целью состряпать правдоподобное доказательство заранее известных выводов? Для ответа на этот вопрос, рассмотрим стиль работы Марка Солонина с цифрами на примере его книги «На мирно спящих аэродромах… 22 июня 1941 года», тем более, что тема авиации – конёк Марка Семёновича, окончившего Куйбышевский авиационный институт и работавшего конструктором в «закрытом ОКБ». Сразу хочется сказать о достоинствах этой книги. Она очень насыщена всевозможной числовой информацией, относящейся к теме исследования, что свидетельствует о проведенной её автором огромной работе с источниками, список которых занимает несколько страниц. На фоне таких «историков», как, например, Б.В.Соколов, способных охарактеризовать самолет-истребитель лишь одним параметром – максимальной скоростью, написанное Марком Семёновичем о самолётах приятно поражает читателей подробностью и детальностью изложения. Очевиден и литературный талант автора – пишет он, действительно, очень ярко и выразительно. Но вернемся к работе Марка Семёновича с цифрами. Итак…
Комментируя «Инструкцию по технике пилотирования самолета ЛаГГ-3», Марк Семёнович сообщает читателям о выполнении боевого разворота: «В чем смысл этого маневра? … За счет значительного падения скорости (с максимальной 500-565 км/ч до указанной в инструкции 280 км/ч) и, соответственно, четырехкратного уменьшения кинетической энергии обеспечивается одновременно и разворот за меньшее, нежели на установившемся вираже, время, и набор высоты (т.е. прирост потенциальной энергии, которую уже в следующую секунду боя можно будет снова превратить в прирост скорости на пикировании).» Выделенная жирным шрифтом мысль (о том, что на боевом развороте ЛаГГ-3 разворачивается быстрее, чем на установившемся вираже) – это, конечно же, личное открытие Марка Семёновича. Такого любопытного вывода вы не встретите больше нигде. И ведь это не случайная оговорка – в следующих же строках он развивает свою мысль, уже на примере другого самолета: «Например, истребитель МиГ-3 выполнял установившийся вираж за 28 секунд (весьма посредственный результат) на скорости 330 км/ч. Зато в динамическом режиме боевой разворот с начальной скорости 405 км/ч до конечной в 266 км/ч занимал всего 22 секунды, при этом самолет еще и набирал 600 метров высоты!» Цифры-то в инструкциях верные. Только вот 28 секунд (установившийся вираж) – это время разворота на 360 градусов. А 22 секунды (боевой разворот) – это разворот на 180 градусов (на то он и «разворот», что меняет курс на противоположный). На какой же из этих двух фигур высшего пилотажа самолет быстрее разворачивается (меняет курс)? Тут и школьнику ясно, что сравнивать надо время разворота на одинаковый угол, т.е. время выполнения боевого разворота сравнивать с половиной времени виража… Факты | Документы | Моторы | Асы | РТЭ и РЛЭ | НИИ ВВС КА | Документы 1938 1938.12.15 | 1940.04.14 | 1940.10.02 | 1940.11.05 | 1941.06.18 | 1941.06.19 | 1941.06.20 | 1941.07.28 | 1941.08.19 | 1942.07.28 | 1942.09.09 | 1943.05.14 | 1943.06.09 | 1943.07.07 | 1943.10.08 | 1943 Тактика | Сборник №7 Сборник 7 | |