Авиация Второй мировой |
Четыре пишем, два в уме.Очень многие воздушные победы оплотов Люфтваффе не выдерживают объективной проверки.Александр Марданов23 июня 5-й Воздушный флот Люфтваффе предпринял три налета на Мурманск. В третьем, самом крупном налете приняли участие две группы бомбардировщиков: шестерка Ju 87 и столько же Ju 88 в сопровождении 12 Me 109 и пяти Me 110. На отражение налета вылетели семь «аэрокобр» 19-го ГИАП, четыре «харрикейна» 197-го ИАП, пять «харрикейнов» 78-го ИАП и 14 истребителей 27-го ИАП (четыре И-16, пять И-153 и пять И-15бис). В общей сложности в воздух поднялись 30 советских истребителей, большинство из которых составляли устаревшие машины. Патрулируя на подходе к Мурманску, пилоты «харрикейнов» 78-го ИАП обнаружили западнее города шесть «юнкерсов-88». Ведущий капитан Сгибнев повел свою группу в атаку. В результате «юнкерсы» к городу не прошли, а капитанам Сгибневу и Бабию были засчитаны два сбитых бомбардировщика. Списки немецких потерь говорят о двух поврежденных в этот день «юнкерсах-88»: Ju 88A-4 №2082 из 3-й группы 30-й эскадры (20% повреждений) и Ju-88А-5 №088.0409 из разведотряда 1.(F)/22 (также 20%). Второй эшелон пикировщиков в сопровождении истребителей подходил на высоте 2000 метров. Здесь патрулировали истребители 27-го ИАП. В 16:18 пятерка И-15бис обнаружила подходящих к городу «лаптежников». Древние бипланы смогли сблизиться с противником до дистанции 700 метров и выпустили по бомбардировщикам сзади 12 реактивных снарядов. Разрывы легли чуть впереди группы «юнкер-сов». Никто не был сбит, но немцы занервничали и преждевременно освободились от бомб над жилыми кварталами. При возвращении одна из «штук» разбилась на посадке. Возможно, осколки РСов все же ее зацепили. Тем временем, «мессершмитты» сопровождения выполняли свою задачу связывания боем наших истребителей. На высоте 3500 метров семерка «аэрокобр» 19-го ГИАП была внезапно атакована сзади тремя Me 109F. Атака достигла успеха. Старший лейтенант Губин из замыкающей пары получил тяжелое ранение и совершил посадку на торфяное болото в районе Мурманска. «Мессершмитты» же не стали продолжать бой и ушли от «аэрокобр» пикированием. Фельдфебель Мюллер 23 июня пополнил свой счет сбитым И-16. На этот раз победа была реальной - немецкий ас расстрелял «ишак» сержанта Маликова из 27-го ИАП. Очередные «победы» на счету немецкого аса появились 4 августа - два «харрикейна» и И-16. Но здесь я не зря взял слово «победы» в кавычки, ведь 4 августа советские ВВС в районе Мурманска потерь не имели. 13 августа германская авиация атаковала аэродром «Ваенга-1», где базировались основные силы авиации Северного флота. Ударная группа из 14 бомбардировщиков Ju 88 в сопровождении восьми Me 109 с высоты 6000-7000 метров сбросила на аэродром до 120 авиабомб разного калибра. В результате прямых попаданий в капониры сгорели три Пе-2 и один ДБ-ЗФ. Кроме того, была разрушена столовая и автомобиль-бензозаправщик. К счастью, обошлось без человеческих жертв, лишь три авиамеханика получили легкие ранения. Отвлекающие действия во время налета производила группа Me 109 и Me 110 из 6-го, 8-го и 13-го отрядов. Они атаковали над Мурманском 13 истребителей И-15бис и И-16 из 27-го ИАП. Немцы попытались внезапно напасть со стороны солнца, обходя наших с двух сторон, но пилоты «ишаков» развернулись на противника в строю пеленга и пошли в лобовую. То же сделала и группа И-15бис. Закипел ожесточенный воздушный бой, который длился 26 минут. Противниками наших летчиков, большинство из которых составляли молодые сержанты, являлись опытные пилоты 6-го и 8-го отрядов. Многие из них уже успели стать асами. Это усугублялось очевидным техническим неравенством. Тем не менее, летчики 27-го ИАП выстояли. Ведущим группы И-16 был капитан Адонкин, группы И-15бис - капитан Грязнов. Немцы, пользуясь значительным преимуществом в скорости и скороподъемности, атаковали сверху с заходом в хвост и последующим уходом наверх. Наши истребители этой тактике противопоставили эшелонирование по высоте. Выше всей группы на 200-300 метров находилась пара И-16 старшего лейтенанта Плотникова и сержанта Россейчука, которые перехватывали «мессершмитты», выходящие из атак «горкой». По нашим самолетам было выполнено множество атак. Два И-16 и четыре И-15бис получили по несколько пробоин. Больше всех пострадал самолет сержанта Лаптева. Во время следования за ведущим старшим лейтенантом Воловодовым Лаптеву зашел в хвост Me 109F и открыл огонь. Один из фугасных снарядов взорвался, попав в бронеспинку, но пробить ее не смог. Стальная плита получила вмятину, полотняную обшивку с фюзеляжа сорвало почти до киля, осколки повредили силовой набор. Истребитель сорвался в штопор, но летчику удалось выровнять машину и благополучно сесть на своем аэродроме. Возможно, эту атаку по Лаптеву провел фельдфебель Мюллер, так как на его счет в тот день был записан «сбитый» И-153. Впрочем, еще три якобы сбитых «чайки» пополнили счета других пилотов 8-го отряда - унтер-офицеров Бартельса, Кайзера и Дилевс-кого. Но, ни один из «бисов» не был сбит, а чайки в бою, вообще, не участвовали. Мюллеру реально удалось сбить И-16 сержанта Лебедева, пушечной очередью отстрелив у него стабилизатор. Лебедев покинул самолет на парашюте. Всего же пилотам 5-й истребительной эскадры были засчитаны 15 сбитых самолетов. В частности лейтенанту Эрлеру, фельдфебелю Мюллеру и унтер-офицеру Бартель-су записали по три «сбитых» истребителя каждому. В действительности же из боя не вернулся лишь один И-16. Таким образом, «полярные асы» 13 августа 1942 года установили своеобразный рекорд, завысив свои успехи ровно в 15 раз. Пока флотские истребители вели воздушный бой в районе Мурманска, юго-западнее города сражались истребители 14-й армии. Здесь события развивались следующим образом. С 15:09 четыре «аэрокобры» и два «киттихаука» из 19-го ГИАП сопровождали разведчик Пе-2 на фотографирование линии фронта. Успешно выполнив задачу, группа возвращалась домой, но затем истребители сопровождения были направлены по радио на прикрытие Туломской ГЭС. Вскоре прилетели еще три истребителя из того же полка - два «киттихаука» и «Аэрокобра». Около 16:00 они встретили группу истребителей противника - девять «мес-сершмиттов-110» во главе с обер-фельдфебелем Вайссенбергером. Гвардейцы успешно провели бой, уничтожив один самолет противника. Пилот сбитого Bf 110F-2 №5547 (LN+MR) лейтенант фон Рабинау погиб, а стрелок выбросился с парашютом. Списки немецких потерь также говорят об одном разбившемся в тот день Bf 109E-7 №6033 из 7-го отря- да 5-й эскадры (60% повреждений). Факты | Документы | Моторы | Асы | РТЭ и РЛЭ | НИИ ВВС КА | Документы 1938 1938.12.15 | 1940.04.14 | 1940.10.02 | 1940.11.05 | 1941.06.18 | 1941.06.19 | 1941.06.20 | 1941.07.28 | 1941.08.19 | 1942.07.28 | 1942.09.09 | 1943.05.14 | 1943.06.09 | 1943.07.07 | 1943.10.08 | 1943 Тактика | Сборник №7 Сборник 7 | |