Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Асы против асов Воздушные победы Luftwaffe

Четыре пишем, два в уме.

Очень многие воздушные победы оплотов Люфтваффе не выдерживают объективной проверки.

Александр Марданов

Позже по данным наземных наблюдательных постов трем нашим летчикам - старшему лейтенанту Покровскому, лейтенанту Обувалову и сержанту Лещенко был записан как групповая победа один сбитый Me 110, но немцы не подтверждают потерю в тот день самолета данного типа.

В 14 часов четыре «харрикейна» из 2-го ГКАП атаковали разведчик Ju 88 и старший лейтенант Курзенков в паре с капитаном Шведовым подбили его.

В целом потери 2-го гвардейского авиаполка за первый день наступления были тяжелыми: погибло четверо летчиков, сбито четыре «харрикейна», а еще два - подбиты и повреждены на вынужденных посадках. Немцы в тот день потерь в истребителях не имели.

Люфтваффе потеряли разведчик Ju 88D-5 №430237, очевидно, подбитый Курзенковым и Шведовым, который разбился на своей территории при возвращении с боевого задания. Его пилот, унтер-офицер Тигмеер погиб, а остальные три члена экипажа получили ранения. Второй метеоразведчик из 5-го метеоотряда Не 111Н-3 №5636 получил серьезные повреждения (30%) при посадке на аэродром «Хебуктен».

Унтер-офицер Мюллер 28 апреля записал на свой боевой счет четыре «харрикейна», что крайне маловероятно, так как общее число «сбитых» немецкими пилотами в этот день истребителей данного типа достигло 12 штук, а реальные потери советской стороны составляли всего четыре машины (плюс две поврежденных). Если бы у немцев существовало понятие «групповая победа», все победы Мюллера 28 апреля объективно следовало бы отнести к этой категории.

Успешное продвижение 12-й бригады морской пехоты создавало угрозу открытому левому флангу немецко-фашистских войск. Германское командование срочно перебрасывало резервы. Там же отмечалась наивысшая активность немецкой авиации: за день наступающие части Северного флота трижды подвергались воздушным налетам.

29 апреля боевые действия в небе над Пикшуевым начались рано утром. С рассветом для штурмовки вылетели шесть И-153 27-го ИАП и шесть «харрикейнов» 2-го ГКАП.

«Чайки» с пикирования сбросили 12 осколочных бомб АО-25, после чего обстреляли РСами и пулеметным огнем автомашины противника. Летчики наблюдали большой взрыв и дым, вероятно, взорвался грузовик с боеприпасами. Зенитные пулеметы и автоматические пушки противника открыли огонь, но для наших все обошлось благополучно.

В 05:30 летчики 2-го ГКАП провели успешный воздушный бой, сбив два «мессершмитта-110». Восемь «харрикейнов» и один МиГ-3 получили задание прикрыть десант 12-й ОБМП и вылетели в район мыса Пик-шуев. Примерно через полчаса в небе появились три Me 110 в сопровождении четверки «стодевятых».

«Харрикейны» на встречных курсах атаковали Me 110 реактивными снарядами и пулеметным огнем. В результате один двухмоторный «Мессершмитт» рухнул на землю, а остальные спешно развернулись и улетели, не приняв боя. Советские летчики бросились за ними и на догонном курсе расстреляли еще один «мессер».

Падение Me 110, сбитого в лобовой атаке старшим лейтенантом Курзенковым, наблюдали летчики 78-го ИАП, патрулировавшие в близлежащем районе. Второй Me 110, сбитый сержантом Чепурновым в преследовании, подтверждал участник боя старший лейтенант Амосов. Интересно, что командующий флотом контр-адмирал Головко лично позвонил в штаб ВВС СФ и сообщил о сбитом в районе десанта Me 110. Падение другого немецкого самолета наблюдали посты ПВО. Наши в ходе этого боя потерь не имели.

Вечером, в 17:20 шестерка «томагавков» во главе со старшим лейтенантом Горелышевым вылетела на прикрытие 12 «харрикейнов» из 760-го ИАП, штурмовавших вражескую пехоту. Во время штурмовки появились одномоторные и двухмоторные «мессершмитты», но наши истребители вовремя заметили противника и вступили с ним в бой. Старшие лейтенанты Го-релышев и Хлобыстов сбили один Me 110, упавший в расположении советских войск.

Немецкие источники подтверждают потерю двух Bf 110 из 10.(Z)/ JG5, разбитых на вынужденных посадках. Это были Bf 110Е-2 №2547 и Bf 110С-2 №3528, получившие повреждения на 60% и 50% соответственно. Экипажи не пострадали, но самолеты, судя по данным о ежемесячном боевом составе отряда, были списаны или отправлены в капитальный ремонт.

В 13:25 того же дня на штурмовку вылетели шесть И-153 из 27-го ИАП и 12 «харрикейнов» 2-го ГКАП и 78-го ИАП. «Харрикейны», выдерживая эшелон 1000 метров, прикрывали шедшие на малой высоте «чайки». При подходе к линии фронта ударную группу атаковали 12 Me 109, что вынудило «чаек» сбросить бомбы и вступить в бой. К ним на помощь спикировала шестерка «харрикейнов» из группы прикрытия. В это время к Пикшуеву на малой высоте подошли еще восемь Me 109 и завязали бой со второй шестеркой «харрикейнов».

Немцам удалось сбить три «чайки», погиб сержант Кожевников, лейтенанты Игнатьев и Афанасенков получили ранения. Пилот «Харри-кейна» старший лейтенант Николаев из 78-го ИАП также получил пулевое ранение и совершил вынужденную посадку на нашей территории.

После этого боя нашим летчикам засчитали шесть сбитых Me 109, но надо признать, что реальные потери немцев были гораздо меньше. Германские сводки говорят только об одном Bf 109Е №3266 из 3-й группы III/JG5, севшем на вынужденную с повреждениями в 25%.

Немцы завысили свои достижения в два с лишним раза, засчитав себе восемь сбитых самолетов: шесть И-153 и два «харрикейна». Победы распределили следующим образом: Мюллеру - два «харрикейна» и «чайку», Пфренгеру - три «чайки», Карганико и Дебриху - по одной.

Как уже говорилось, Люфтваффе потеряли в воздушных боях два самолета. В целом же немецкие потери оказались более тяжелыми, чем наши, но это в значительной мере является заслугой советских зенитчиков. Согласно опубликованным спискам потерь, 29 апреля зенитной артиллерией были сбиты два Ju 88 №140210 и №3701 из I/KG30, причем из восьми членов экипажей уцелел только один.

Серьезные повреждения (40%) получил также разведчик-корректировщик Hs-126 №4191, но никто из наших пилотов и зенитчиков не претендовал на эту машину. Вероятно, ее следует отнести к небоевым потерям.

После боев в районе Западной Лицы, когда войска 14-й армии не смогли прорвать оборону противника и десант Северного флота возвратился на базу, фашистская авиация развернула массированные атаки на американские транспорты конвоя PQ-15, прибывшего в Мурманск в начале мая. Немцы привлекли большие силы для налетов на корабли в море и городской порт. Так, в 11:30 18 мая две группы вражеских самолетов подошли с севера и запада к Мурманску. По советским данным, в налете участвовали 23 бомбардировщика Ju 88 и 26 истребителей (5 Me 110 и 21 Me 109). Для отражения налета были подняты истребители ВВС 14-й армии, Северного флота и 122-й ИАД ПВО. Пять «юнкерсов» все же смогли с севера, от губы Сайда зайти на цель и сбросить бомбы по кораблям в районе Белокаменки. Но, прицельному бомбометанию помешали 16 «Харрикейнов» и шесть И-16 78-го ИАП ВВС СФ и 768-го ИАП ПВО. Ведущими групп были командир 1-й эскадрильи 78-го ИАП старший лейтенант Сгибнев, командир 2-й эскадрильи старший лейтенант Ди-жевский и командир эскадрильи 768-го ИАП капитан Шмырин.

Наши истребители атаковали пятерку «юнкерсов» в момент входа в пике. Бомбовый удар пришелся мимо цели: лишь один американский транспорт «Дир Лодж» получил пробоину в корме от разорвавшейся поблизости бомбы, но остался на плаву.

На перехват вылетели также 14 истребителей 14-й армии (четыре «аэрокобры» 19-го ГИАП, пять Р-40 20-го ГИАП и пять «харрикейнов» 197-го ИАП), которые западнее Мурманска атаковали вторую группу противника. В результате на подступах к городу произошло массовое воздушное сражение, в котором принимало участие в общей сложности до 80 самолетов.

Сохранились сделанные с нашей стороны описания некоторых эпизодов этой битвы. Тройка «харрикейнов» 768-го ИАП ПВО патрулировала на высоте 3500 метров, когда ведущий группы капитан Шмырин впереди и ниже себя обнаружил пятерку «юнкерсов», идущих в сопровождении трех Me 110, и повел звено в атаку. Летчики выпустили четыре РС-82. Одна из ракет попала в бомбардировщик и тот взорвался в воздухе. Оставшиеся «юнкерсы» развернулись и, рассыпав строй, стали уходить на запад. Преследуя бомбардировщики, летчики доложили о том, что пулеметно-пушечным огнем они подожгли еще один Ju 88.

Пилоты 78-го ИАП обнаружили противника севернее Мурманска. «Юнкерсы» уже начали поочередно входить в пике, когда им навстречу ринулись «харрикейны». Старший лейтенант Дорошин после лобовой атаки зашел одному Ju 88 в хвост и пулеметным огнем подбил его. «Юнкере» с черными клубами дыма пошел на снижение и упал в районе озера Нялъявр.

Старший лейтенант Сгибнев, лейтенанты Бабий и Бершанский атаковали «юнкерсы» после выхода из пикирования и, по докладам пилотов, сбили три бомбардировщика. Еще два, как отмечено выше, были отнесены на счет 768-го ИАП ПВО. Кроме того, лейтенанту Дилоняну из 78-го ИАП засчитали сбитый «Мессершмитт-110», атакованный им в районе Мишукова. Истребителям ВВС 14-й армии также записали два сбитых «юнкерса».

В оперативных сводках 14-й армии отмечено, что посты ВНОС зафиксировали 18 мая падение 11 самолетов, типы которых не установлены. 20 мая штаб ВВС СФ сообщал в штаб 14-й армии, что пограничными войсками, системой ПВО флота и поисковыми партиями в районе воздушного боя обнаружены восемь сбитых Ju 88 и три Me 109.

Однако не все найденные самолеты были сбиты именно 18 мая. Списками немецких потерь подтверждаются только два двухмоторных «юнкерса», уничтоженных в тот день в районе Мурманска: Ju 88A-4 №1746 и №142055.

Наши безвозвратные потери - три истребителя и двое летчиков: в 20-м ГИАП на Р-40 погиб опытный воздушный боец старший политрук Селезнев, в 197-м ИАП на «Харрикейне» - старший политрук Яркин. Третий сбитый летчик, старший лейтенант Левчук выпрыгнул с парашютом из потерявшего управление «Харрикейна» и благополучно приземлился. Кроме того, два подбитых Р-40 из 20-го ГИАП совершили вынужденные посадки вне аэродрома. Обе машины позже были эвакуированы и возвращены в строй.

После этого массового воздушного сражения немецким пилотам 5-го, 6-го, 7-го и 10-го отрядов, а также штабного звена 3-й группы было засчитано 11 сбитых советских истребителей: 10 «Харрикейнов» и Р-40. Победы немцы «поделили» следующим образом: фельдфебель Мюллер и унтер-офицер Шумахер -по три «харрикейна»; капитан Шольц, унтер-офицер Дебрих, фельдфебель Штратманн и унтер-офицер Кланте - по одному «Харрикейну»; оберлейтенант Кирхмеер (пилот Me 110) - один Р-40.

Фельдфебель Мюллер, как видим, пополнил свой счет тремя «хар-рикейнами», которые, очевидно, были сбиты им в группе с другими летчиками, так как советская сторона в действительности потеряла всего три истребителя.

19 мая в 09:45 на Мурманск вылетела мощная группа истребителей Me 110 и Me 109 из 5-го, 6-го и 10-го отрядов. В 10:15 на перехват самолетов противника взлетели три Р-40 из 20-го ГИАП под командованием старшего лейтенанта Концевого. В 10 километрах западнее Мурманска на высоте 4500 метров их самих атаковали со стороны солнца четыре вражеских истребителя. Концевой развернул звено в лобовую атаку. В ходе завязавшегося воздушного боя «Томагавк» младшего лейтенанта Кочеткова получил повреждение мотора и совершил вынужденную посадку на озеро. Самолет утонул, но летчик успел выбраться на берег.

Вскоре на помощь «томагавкам» пришли четыре «аэрокобры» 19-го ГИАП. В районе Кола они встретили шестерку «мессершмиттов». После упорного двадцатиминутного боя старший лейтенант Кутахов, лейтенанты Миусов и Ибрагимов заявили, что сбили три Me 109. Это подтвердили советские посты ВНОС, но не подтверждают списки немецких потерь.

Немцы не менее сильно завысили свои достижения. По их официальным данным, пилоты 5-го и 6-го отрядов сбили в этом бою шесть «Харрикейнов»! Однако, несмотря на столь оптимистичные цифры, на самом деле немцам удалось сбить лишь один «Томагавк» младшего лейтенанта Кочеткова. «Трофеи» распределили так: оберлейтенант Карганико - два «харрикейна»; фельдфебель Мюллер, лейтенант Дан, унтер-офицер Вайничке и унтер-офицер Дебрих - по одному. Кто из них на самом деле одержал единственную реальную победу - остается только догадываться.

После мощных, но безуспешных налетов на мурманский порт немцы 19 мая предприняли бомбардировку аэродрома «Мурмаши», очевидно, с целью «вывести из игры» нашу истребительную авиацию.

Когда на аэродроме прозвучал сигнал воздушной тревоги, на перехват взлетела дежурная шестерка Р-40 20-го ГИАП. На высоте 3000 метров летчики с запозданием обнаружили среди густой слоистой облачности семь двухмоторных машин, опознанных ими как «юнкерсы-88».

Спикировав на аэродром, немцы сбросили бомбы, уничтожив два самолета: МиГ-3 20-го ГИАП и неисправный «Харрикейн» 122-й ИАД ПВО. 12 «мессершмиттов» Bf 109F-4 из 5-го и 6-го отрядов осуществляли прикрытие ударной группы. На высоте 5000 метров они вступили в бой с шестеркой Р-40 и дополнительно поднятыми тремя «харрикейнами». Этот бой наши летчики провели без потерь, но и сообщение об одном сбитом «Мессершмитте» не подтверждается немецкими данными.

Фантазия немецких пилотов оказалась гораздо богаче: по возвращения на базу пилотам «мессершмиттов» засчитали четыре «сбитых» истребителя, в том числе две новых «абшуссенбалки» украсили хвост самолета Мюллера.

25 мая истребители 14-й армии одержали яркую победу над немецкими асами. Около 20 часов несколько истребителей-бомбардировщиков Me 109E сбросили бомбы на аэродром «Мурмаши», не причинив вреда. Для прикрытия своего аэродрома по тревоге вылетели четыре «Томагавка» 20-го ГИАП и три «Харрикейна» 197-го ИАП. Набрав высоту 2500 метров, они встретили шестерку «мессершмиттов». Над аэродромом завязался воздушный бой, по итогам которого унтер-офицеру Вайничке засчитали воздушную победу, однако, в действительности советская сторона потерь не имела.

Между тем, сам Вайничке потерял своего ведущего, лейтенанта Дана, для которого этот бой оказался последним. Его истребитель Bf 109E-7 №4093 был подбит летчиками 197-го ИАП. Дан стал уходить на свою территорию, но упал и разбился в районе Зимней Мотовки, не дотянув до линии фронта. Его труп нашли среди обломков «Мессершмитта» бойцы советского поста ВНОС. К тому моменту Дан считался самым результативным асом 5-го отряда и имел на своем счету 26 воздушных побед.

Источники

  • "Авиамастер." /№2 2006/

©AirPages
2003-