Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Интересные факты Факты Документы Моторы Асы РТЭ и РЛЭ НИИ ВВС КА Документы Документы 1938 1938.12.15 1940.04.14 1940.10.02 1940.11.05 1941.06.18 1941.06.19 1941.06.20 1941.07.28 1941.08.19 1942.07.28 1942.09.09 1943.05.14 1943.06.09 1943.07.07 1943.10.08 1943 Тактика Сборник №7 Сборник 7

Гу-1

Истребитель

Гудков М.И.

Гудков Михаил Иванович

Гудков Михаил Иванович

Тысячи новых "Туполевых", пришедших на смену "вредителю" Туполеву оказались не совсем ими. Гудков Михаил Иванович, стоящий последним в аббревиатуре ЛаГГ первых самолетов Лавочкина тоже строил свой самолет.

Гу-1 - одноместный истребитель, по схеме близкий к американской Эркобре. Двигатель АМ-37 за кабиной летчика, вблизи центра масс самолета. Длинный вал диаметром 120 мм (сделанный из ствола пушки) и выносной редуктор. Шасси с носовым колесом.

Конструкция смешанная с преобладанием дерева. Передняя часть фюзеляжа сварная из стальных труб ферма, несшая двигатель, длинный вал с редуктором и винт. Обшивка ее дуралюмин. Хвостовая часть фюзеляжа, крыло и оперение деревянные, но лонжероны центроплана металлические с хромансилевыми полками-таврами и дуралюминовой стенкой. Профиль крыла 1В-10 типа В-2 с приподнятой задней кромкой, безмоментный. Автоматические предкрылки. Водорадиаторы главные в крыле, промежуточный водовоздушный с отдельным контуром в развале цилиндров двигателя для охлаждения ПЦН (приводного центробежного нагнетателя к двигателю). Маслорадиаторы в мотоотсеке по бокам фюзеляжа над крылом.

Вооружение очень мощное, одна пушка Таубина, 37-миллиметровая, через ось редуктора винта (81 снаряд) и еще шесть пулеметов синхронных и несинхронных в фюзеляже и крыле. Самолет был красного цвета, отполированный.

Конструкция была перетяжелена почти во всем. Сводка по массе: двигатель-790 кг, винт-145 кг, вал-45 кг, фюзеляж-463 кг, центроплан-435 кг, консоли-326 кг, управление-71 кг, шасси-318 кг, пустого-3742 кг.

Самолет начал проектироваться в 1940 г. До 1942 г в ОКБ А.А. Микулина был изготовлен длинный вал с редуктором и приспособлен двигатель. Силовая установка была предварительно собрана и испытана.

Для испытаний Гу-1 Михаил Иванович пригласил летчика-инженера А.И. Никашина. Выбор этот был не случаен, поскольку Алексей Иванович пользовался особым уважением и непререкаемым авторитетом у летчиков. Конструктор очень торопился с выпуском машины в полет и его можно понять, ведь время было военное. На Гу-1 не полностью установили купола шасси, отсутствовали створки переднего колеса, а предкрылки были плохо пригнаны. По мнению разработчиков эти недоделки не служили препятствием для начала летных испытаний и, получив "добро" от наркомата, ЛИИ и ЦАГИ, стали готовить машину к полету.

Первые две рулежки состоялись 18 марта 1943 года с разгоном до скорости 120-140 км/ч. Тогда же обнаружилось, что на разбеге машину уводило в сторону, но разворот легко парировался легким торможением левого колеса и отклонением руля направления.

Спустя два месяца, выполняя четвертую рулежку, Никашин оторвал машину от ВПП на скорости 220 км/ч, пролетев над полосой на высоте 0,1-0,12 м. При весе 4350 кг разбег не превышал 550-570 м. Через восемь дней, 29 мая - пятый подлет. На этот раз крыльевые щитки были отклонены на 15°, а купола шасси заклеили полотном. Высота над ВПП - 0,2 м.

12 июня 1943 года подполковник Никашин прогрел мотор и в 14 ч 15 мин. Гу-1 отправился в свой первый и последний полет с Центрального аэродрома Москвы. В тот день вместо праздника произошла катастрофа. После чрезмерно большого разбега самолет, набрав по прямой высоту до 200 м, свалился на бок и пошел в пике до земли. Работы были прекращены.

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/

©AirPages
2003-