Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Интересные факты Факты Документы Моторы Асы РТЭ и РЛЭ НИИ ВВС КА Документы Документы 1938 1938.12.15 1940.04.14 1940.10.02 1940.11.05 1941.06.18 1941.06.19 1941.06.20 1941.07.28 1941.08.19 1942.07.28 1942.09.09 1943.05.14 1943.06.09 1943.07.07 1943.10.08 1943 Тактика Сборник №7 Сборник 7

Директива командующего ВВС Красной Армии № 502634 об устранении недочетов в действиях Военно-Воздушных Сил

07 июля 1943 г.

За истекший весенне-летний период 1943 года воздушная обстановка характеризуется отсутствием активных действий авиации на поле боя, в связи с некоторым затишьем на большинстве участков фронта; сосредоточением усилий авиации только на отдельных важнейших направлениях (центральное, юго-западное и северокавказское) и переносом действий бомбардировочной авиации обеих сторон с поля боя на тыловые объекты.

Военно-воздушные силы Красной Армии за этот период в значительной степени выросли и организационно окрепли. Части ВВС стали использоваться более умело и целеустремленно, с привлечением основных сил для решения важнейших боевых задач, диктуемых обстановкой.

Авиакорпуса РГК повысили маневренность воздушных сил и явились мощной ударной силой, способной решать задачи не только на поле боя, но и в тылу противника.

8 весенних боях на Кубани при равном соотношении сил наша авиация умела завоевать господство в воздухе, сорвала наступление противника и нанесла ему тяжелые потери.

Большинство воздушных армий в основном стали на путь правильного использования своей авиации, отказались от бесполезной траты своих сил и средств при действиях по войскам на поле боя, в случаях, не вызываемых обстановкой; улучшили боевое управление частями по радио и повысили качество взаимодействия с наземными войсками.

В целом боевые возможности ВВС Красной Армии по сравнению с прошлым годом значительно возросли.

Однако в практике боевой работы части ВВС имеют еще ряд недочетов, которые снижают эффективность боевых действий авиации и приводят к ничем не оправданным потерям.

1. При постановке боевых задач соединениям и частям не всегда правильно оцениваются боевые возможности и время, необходимое для подготовки к выполнению этих задач. В ряде случаев задачи ставятся неконкретно, без указания результатов, которых следует добиваться. Вследствие этого командиры, получившие такую задачу, не чувствуют ответственности за ее исполнение, выделяют значительно меньшие силы, чем это необходимо, и стремятся выполнить полет, а не решить поставленную задачу. Нужная требовательность в выполнении задач во что бы то ни стало — отсутствует.

2. При принятии решения командиром отсутствует учет всех условий, обеспечивающих успех. Отсюда выполнение боевых задач строится без оценки возможного противодействия со стороны противника и метеорологической обстановки, без изыскания новых способов и приемов действий, неожиданных для противника, и обычно сводится к полетам по одним и тем же маршрутам, без изменения высот, направлений и способов атак. Такие действия легко предугадываются противником и приводят к частым срывам выполнения задачи.

Среди летного состава недостаточно культивируется проявление широкой инициативы и военной хитрости.

3. Проводимые массированные удары нашей авиации по крупным аэродромам противника, хорошо защищенным средствами ПВО, проходят часто без детальной отработки взаимодействия, без нужной подготовки привлекаемых частей к выполнению этой операции и без учета возможного противодействия со стороны противника. В ряде случаев обеспечение действий бомбардировочных и штурмовых групп истребителями вследствие недооценки сил противника является недостаточным. Все это приводит к тому, что ожидаемый результат не достигается, а наша авиация несет значительные потери (например, действия 15 ВА по аэродрому Орла и действия 1 ВА по аэродромам Сещи и Брянска в июне 1943 г.).

4. Боевое обеспечение действий нашей авиации организуется слабо. Воздушная разведка объектов перед ударом не проводится, штурмовики и бомбардировщики обычно действуют по неразведанным целям, не зная месторасположения объекта, его характера и особенно средств ПВО. Отсюда часты случаи невыхода на цель или встречи с неожиданно сильным противодействием зенитных средств и истребительной авиации противника.

Подавление зенитных средств в интересах действий боевой авиации проводится далеко не всегда и обычно носит случайный характер. В результате этого штурмовики и бомбардировщики несут потери, а эффективность их действий снижается.

5. Взаимодействие между различными видами авиации отработано недостаточно. Оно организуется часто лишь на один вылет, а не на весь период боя или операции, вследствие чего взаимодействующие между собой части не всегда имеют возможность тщательно согласовать все необходимые вопросы и приобрести навыки в совместных действиях в течение длительного отрезка времени. Это приводит к разрозненным действиям авиации, к сужению их эффективности и излишним потерям.

6. Управление авиацией на земле и особенно истребителями в воздухе по радио хотя и нашло свое применение во всех воздушных армиях, но еще не удовлетворяет требованиям современной обстановки, а в некоторых авиасоединениях продолжает уступать свое место другим средствам связи. Не везде еще развернута широкая сеть радиостанции оповещения и наведения, отсутствуют необходимые навыки по их боевому использованию, недостаточно четко отработано применение их для управления боем истребителей.

7. В использовании истребительной авиации недостаточно привился свободный поиск на территории противника, проводимый в целях уничтожения его самолетов на подходе к линии фронта. По-прежнему действия наших истребителей в основном привязаны к определенному объекту, району или прикрываемой группе бомбардировщиков и штурмовиков. Такое использование истребительной авиации распыляет ее усилия, приводит кчрезмерному расходу сил и средств и лишает истребителей возможности вести активный наступательный бой, являющийся единственным средством уничтожения авиации противника в воздухе.

В тактике наших истребителей продолжает иметь место неотработанность действий отдельной пары.

В воздушном бою взаимодействие между парами и группами, а также внезапность и превосходство в высоте еще не стали основными принципами, обеспечивающими его успех. Наращивание сил в бою с целью создать нашим летчикам наивыгоднейшие условия и не дать противнику возможности иметь численное превосходство также еще не нашло широкого применения. Уничтожение бомбардировщиков противника еще не стало главной задачей наших истребителей: они часто всеми силами вступают в бой с истребителями противника и этим дают возможность его бомбардировщикам безнаказанно атаковать наши объекты. При сопровождении своей боевой авиации истребители при встречах с противником легко ввязываются с ними в бой, отрываются от прикрываемых групп и часто теряют их.

8. Наша штурмовая авиация, несмотря на самые разнообразные возможности ее применения, используется в основном по шаблону. Систематически повторяются одни и те же способы атак, высоты, боевые порядки, маршруты, заходы и уход в одном направлении. Недостаточно используется рельеф местности и метеорологическая обстановка, особенно на обратном маршруте.

Штурмовики, действуя обычно под прикрытием истребителей, не поддерживают в течение всего полета своей обороноспособности; наблюдение за воздухом со стороны экипажей ослабляется, боевой порядок штурмовиков, особенно при уходе от цели, нарушается, в результате чего появляются отстающие самолеты, которые легко уничтожаются истребителями противника. Не везде еще штурмовики обучены ведению оборонительного воздушного боя с широким применением «круга», «змейки» и «ножниц», а стрелки этих самолетов до сих пор не овладели полностью своим оружием.

9. В бомбардировочной авиации основными недочетами по-прежнему остаются — слабая обороноспособность в воздушном бою и невысокая меткость бомбометания. Боевой порядок бомбардировщиков почти не изменяется, несмотря на различные условия обстановки, характер цели. Построение прикрытия бомбардировщиков истребителями также однообразно и не всегда строится с учетом слабо защищаемых секторов группы бомбардировщиков.

В воздушном бою группа бомбардировщиков не всегда применяла нужный маневр по высоте с целью избежать атаки противника в створ самолетов. Боевой порядок бомбардировщиков при уходе от цели часто нарушается вследствие попыток командира группы уходить на повышенных скоростях.

Неумение полностью использовать все элементы внезапности для выхода на цель и грамотно применить противозенитный маневр приводят к тому, что бомбардировщики атакуют обычно объекты с больших высот, не достигая при этом требуемых результатов.

Бомбометание с пикирования практикуется редко.

10. В нашей разведывательной авиации до сего времени отсутствует непрерывность в ведении разведки и настойчивость в добывании разведывательных данных.

Приказываю:

1. Повысить ответственность командиров соединений и частей за выполнение поставленной боевой задачи. Боевые задачи ставить четко и конкретно, с обязательным учетом сил и боевых возможностей частей, выполняющих данную задачу. При постановке каждой боевой задачи обязательно указывать, что должен командир добиться в результате своих действий, и оценку выполнения производить не по количеству вылетов и израсходованных боеприпасов, а по достигнутым оперативно-тактическим результатам (например, в результате действий авиации наземными войсками занят опорный пункт Н, прекращено движение на жд участке, уничтожен узел связи Н-ского штаба и т. п.).

Прекратить решать задачи, как правило, за командиров авиадивизий и полков, предоставляя им право самим принимать решение и проводить его при выполнении боевых задач.

2.При разработке операции и отдельных задач обратить особое внимание на организацию и отработку взаимодействия между видами авиации и с наземными войсками. Взаимодействие организовывать не на каждый отдельный вылет, а на весь период операции или на ее этап, для чего часть истребителей передавать на это время в оперативное подчинение командиров бомбардировочных и штурмовых авиадивизий или авиакорпусов.

3. Управление авиацией на земле и в воздухе организовать главным образом при помощи радио. При действиях авиации на поле боя и при обороне крупных пунктов радиоуправление самолетами с земли должно быть наиболее полным. Однако авиационные командиры, находящиеся на радиостанциях управления, в ходе воздушного боя не должны ограничивать инициативу командиров групп истребителей в воздухе, вмешиваясь в их действия лишь в случаях, когда они не справляются с управлением своими подчиненными, допускают серьезные тактические ошибки или когда им угрожает противник, которого не видят наши истребители. Радиостанции наведения и оповещения должны быть постоянно развернуты на главных направлениях всех воздушных армий. В период затишья на фронте практиковать отработку навыков всего летного 15. Потребовать от командиров групп штурмовиков и бомбардировщиков сохранения компактного боевого порядка, особенно при уходе от цели, и повысить их ответственность за оставление без прикрытия огнем группы отставших подбитых самолетов.

16. При действиях по объектам, прикрытым зенитными средствами, обязательно выделять часть сил штурмовиков или прикрывающих истребителей в целях подавления зенитных средств противника.

17. Запретить полеты штурмовиков и бомбардировщиков совместно с истребителями прикрытия без хорошо налаженной двусторонней радиосвязи между командирами взаимодействующих групп.

18. В целях своевременного отражения налетов вражеской авиации на наши крупные объекты в прифронтовой полосе во всех воздушных армиях иметь планы взаимодействия своих истребительных ПВО ТС, тщательно организовать систему оповещения истребителей и держать их в постоянной боевой готовности.

19. Директиву изучить со всеми командирами до командира полка включительно, принять необходимые меры по устранению недостатков и исполнение донести к 20 июля 1943 г.

КОМАНДУЮЩИЙ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ МАРШАЛ АВИАЦИИ НОВИКОВ

ЧЛЕН ВОЕННОГО СОВЕТА ВВС КРАСНОЙ АРМИИ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ АВИАЦИИ ШИМАНОВ

ВРИД НАЧАЛЬНИКА ШТАБА ВВС КРАСНОЙ АРМИИ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ АВИАЦИИ КРОЛЕНКО

ЦАМО РФ. Ф. 362. Оп. 6169. Д. 57. Л. 241-247.

Источник: Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Сб. документов. №3. М., 1959. С. 190-195.


©AirPages
2003-