Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Интересные факты Факты Документы Моторы Асы РТЭ и РЛЭ Сборник №7 Сборник 7 1942.10 1942.10.19 1943.03.07 1943.04.12 1943.05.21 1943.05.28 1943.07.14 1943.07 1943.08.14 1943.09.23 1943.весна 1943.декабрь 1943.12.29 1944 1944 1944.04.06 1944.05.29 1944.06 1944.06.08 1944.06.11 1944.06.13 1944.12.26 1945.01.12 1945.02 1945.02 ПВО 1942.04.16 1942.04.30 1943.01.27 1943.09.01 1943 1944.01.07 1944.06.24 1945.04.04

Взаимодействие средств ПВО в бою по опыту Ленинградской армии противовоздушной обороны

7 января 1944 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Командующий войсками
Ленинградской армией ПВО
генерал–майор артиллерии РОЖКОВ
7 января 1944 г.

Член Военного Совета
Ленинградской армией ПВО
полковник ИКОННИКОВ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ ПВО В БОЮ ПО ОПЫТУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ АРМИИ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ

I

Современная противовоздушная оборона крупных населенных пунктов территории Страны, как правило включает в себя весь комплекс средств ПВО, состоящий из разных родов оружия: истребительной авиации, зенитной артиллерии крупного, среднего, малого калибров, зенитных пулеметов, прожекторов, звукоулавливателей, аэростатов заграждения, специальных частей разведки и радиопеленгаторов дальнего и ближнего действия (станции «Редут» и СОН-2).

Практика боев с военно-воздушными силами фашистской Германии показывает, что наличие на обороне полного комплекса средств ПВО обеспечивает надежную противовоздушную оборону и создает наивыгоднейшие условия борьбы с авиацией противника, затрудняя свободный маневр его самолетов при действии в районе обороняемого пункта.

Надежность противовоздушной обороны достигается тем, что при наличии всего комплекса средств ПВО и правильном их использовании слабые стороны одного из средств могут заменяться качествами другого рода оружия.

С другой стороны, наличие на обороне различных родов оружия требует четкой организация взаимодействия этих средств в бою с таким расчетом, чтобы действия одного из средств не исключали и не стесняли, а только дополняли действия другого.

При этом каждому из средств ПВО должно обеспечиваться эффективное и наиболее полное использование боевых качеств данного рода оружия в конкретных условиях обстановки.

Наиболее четким и организованным должно строиться взаимодействие основных средств противовоздушной обороны – истребительной авиации и зенитной артиллерии.

При осуществлении взаимодействия преимущество в ведении боя должно предоставляться наиболее маневренному и подвижному средству ПВО – истребительной авиации.

В ведении воздушного боя истребительная авиация обязана ориентироваться в основном на действия за зоной огня зенитной артиллерии, встречая авиацию противника на дальних подступах к обороняемому пункту. Но практика подтверждает, что во всех случаях, как днем, так и ночью, необходимо предусматривать взаимодействие истребительной авиации в зоне зенитной артиллерии, т. е. взаимодействие средств ПВО в одной зоне.

Это обстоятельство диктуется необходимостью более полного использования одного из сильнейших и эффективных средств противовоздушной обороны – истребительной авиации, на всей глубине зоны их действия: от дальних подступов до обороняемого пункта включительно.

Использование истребительной авиации в зоне зенитной артиллерии днем, в ясную погоду, не представляют особых трудностей с точки зрения организации их взаимодействия, так как руководители боем зенитных средств лично могут наблюдать за действиями ИА и при необходимости увязывать свой огонь с последней, обеспечивая безопасность атаки противника истребителями, своевременным прекращением огня по данной цели.

Ночное взаимодействие истребительной авиации, зенитной артиллерии и зенитных прожекторов в одной зоне является наиболее сложным и требует особенно четкой и слаженной работы взаимодействующих частей, подразделений (расчетов, экипажей) и их штабов. Оно затруднено невозможностью визуального наблюдения за действиями нашей ИА со стороны наземных средств ПВО для своевременного обеспечения безопасности атак истребителей по самолетам противника.

Но наличие на истребителях-ночниках специальных приборов, дающих сигнал «Я свой самолет», разрешает положительно этот вопрос, давая возможность с помощью радиолокаторов СОН различать свои самолеты от самолетов противника.

Учитывая, что зенитная артиллерия в ночных условиях ведет огонь по невидимой цели преимущественно или почти исключительно по данным СОН-2 (сопроводительный и заградительный огонь), вопрос устранения случаев обстрела своих истребителей почти исключается.

Таким образом, ночью, в зоне зенитного огня, представляется возможным использование истребительной авиации только при наличии исправного прибора, дающего сигнал «Я свой самолет», фиксируемый установками СОН-2.

Остальные самолеты-ночники без прибора «Я свой самолет» используются в своих зонах (световых прожекторных полях) с заходом в границы зенитного огня только в случаях преследования целей, обнаруженных в зоне СПП.

Использование ночных истребителей с прибором «Я свой самолет» в зоне зенитного огня должно сопровождаться твердой дисциплиной в проведении совместных боевых действий с наземными войсками. Истребительные экипажи при этом обязаны точно выполнять команды авиационного командира, находиться в строго заданном районе, следовать по указанному маршруту на скомандованной высоте и непрерывно держать по радио связь с землей для передачи необходимых сигналов наземным средствам. Зенитная артиллерия и зенитные прожекторы обязаны принимать и быстро исполнять сигналы самолетов о прекращении огня или луча.

Основная масса ночных истребителей с прибором «Я свой самолет», действующих в зоне ЗА, предназначается для воздействия по освещенным зенитными прожекторами целям и частично для наведения на противника с помощью радиолокаторов СОН-2.

При действии истребительной авиации в зоне огня зенитной артиллерии в ночных условиях преимущество в ведении боя по неосвещенной цели необходимо представлять зенитной артиллерии, так как истребительная авиация ввиду недостаточного совершенства способов наведения ночью эффективного воздействия по невидимой цели оказать не сможет. В этом случае преимущество в ведении боя остается за зенитной артиллерией до момента, когда цель будет освещена зенитными прожекторами, т.е. до того момента, когда большую эффективность в борьбе с самолетами противника смогут сыграть наши истребители, находящиеся в выгодных условиях невидимости и внезапности для воздействия на противника.

Организация взаимодействия средств ПВО в одной зоне днем в облачную погоду также представляет некоторую сложность в использовании наиболее эффективного средства обороны – истребительной авиации. Эта сложность в использовании ИА при сплошной облачности находится в прямой зависимости от процента облачности, толщины облаков и их высоты.

В практике боевых действий Ленинградской армии ПВО отмечен ряд случаев, когда противник, действуя из дальних аэродромов (до 200-250 км от пункта), бомбил город при наличии низкой сплошной облачности без выхода из-за облаков.

В этом случае вся тяжесть отражения налетов ложилась на зенитную артиллерию.

В отдельных случаях, при наличии высокой облачности и невозможности использования аэростатов заграждения, истребители поднимались в воздух для действий под облаками, но воздействовать на противника не смогли, так как последний действовал исключительно из-за облаков.

Использование истребителей за облаками с обеспечением ориентирования их по специальным аэростатам, поднятым для этой цели за облака. практического применения не имело.

Причиной ограниченного использования истребительной авиации днем в облачную погоду являлось:

– наличие в районе пункта низкой сплошной облачности толстого слоя;

– трудность ориентировки истребителей за облаками и невозможность осуществления управления из-за отсутствия данных о местонахождении;

– близость линии фронта и наличие опасности потери ориентировки с уходом истребителей на территорию противника и выходом их под облака;

– непродолжительность времени полета имеющихся на вооружении истребителей из-за малого запаса горючего и возможности вынужденных посадок (аварий) с уходом от своих аэродромов при действии за облаками.

Отражение дневных налетов при наличии сплошной облачности с использованием истребительной авиации возможно при наличии на вооружении специальных истребителей с продолжительностью полетного времени до двух часов и организации управления ими за облаками с помощью радиопеленгаторов по примеру управления истребителями в ночных условиях с помощью СОН-2.

При наличии высокой облачности с некоторыми просветами возможно использовать истребительную авиацию для действий за облаками, за зоной огня зенитной артиллерии. В зону огня ЗА возможно направлять за облака только истребителей с приборами «Я свой самолет» для использования их, как в ночное время, по невидимой цели.

Во всех случаях отражения дневных налетов в облачную погоду необходимо стремиться использовать аэростаты заграждения с подъемом их в нижнюю кромку облаков, что не даст возможности самолетам противника производить прицельное бомбометание с выходом под облака.

Использование аэростатов заграждения днем в безоблачную погоду с подъемом на полный потолок, в условиях близости фронта от Ленинграда, практикой не оправдано, так как противнику удавались поджигать пулеметными очередями значительное количество поднятых аэростатов специально выделенной группой истребителей.

В этих условиях возможно использовать аэростаты для отражений налетов авиации противника на малых высотах (бреющий полет) с подъемом одновременно всех дежурных точек строго на заданную высоту (не более 1000-1500 м).

Действие истребительной авиации в зоне поднятых аэростатов заграждения на малую высоту и одинаковую для всех постов не вызывает никаких трудностей, так как высота подъема АЗ известна летному составу и, кроме того, истребительные экипажи легко могут ориентироваться при полетах личным наблюдением за аэростатами.

II

Организующим началом взаимодействия средств ПВО в первую очередь являются тщательно разработанные документы, излагающие суть взаимодействия и регламентирующие действия всех родов оружия при их совместной боевой работе.

Такие документы должны отражать, с одной стороны, взаимодействие средств ПВО внутри данного соединения и, с другой, – взаимодействие с соседними районами (зонами) ПВО.

Документы по взаимодействию не должны излагать готовых решений и предусматривать определенные шаблоны и варианты, подходящие для всех возможных случаев взаимодействия средств ПВО в процессе их боевой деятельности.

Таких вариантов в боевой жизни может быть бесконечно большое количество и предусмотреть их заранее каким-либо документом не представляется возможным.

Командир, возглавляющий часть или подразделение, обязан осуществлять взаимодействие с другими ротами оружия ПВО, в каждом отдельном случае сообразуясь с конкретной обстановкой, условиями погоды и состоянием боеготовности своих войск.

Таким образом, документы по взаимодействию должны излагать основные принципы организации взаимодействия родов войск и являться материалом для разумного решения этих задач офицерами в процессе боя.

Эти документы должны являться своего рода пособием в решении тактических задач при организации воздушного боя, предусматривающих широкую инициативу у командира.

Задачи штабов соединений ПВО будут состоять в том, чтобы до боя простейшими документами четко спланировать боевое использование различных средств ПВО и руководить войсками в процессе боя, своевременной и грамотной постановкой задач.

В управлении войсками штабы должны обеспечить безотказную, слаженную работу всех органов управления, состоящую в быстроте и своевременности постановки задач на ведение боя и непрерывности взаимоинформации сверху вниз и снизу вверх об обстановке и действиях своих средств.

Это достигается:

– правильных размещением штаба на командном пункте для управления боем и надлежащей организацией связи;

– четкой и слаженной работой штабов взаимодействующих родов войск;

– непрерывностью и четкостью работы действующей связи штабов, взаимодействующих между собой родов войск.

Условия скоротечного боя ПВО требуют обязательной слаженности в работе всех органов управления войсками.

С этой целью необходимо во всех случаях командиру соединения (части) истребительной авиации находиться на командном пункте общевойскового командира ПВО (начальника ПВО пункта) с обязательной зрительной и голосовой связью друг с другом. Командные пункты прожекторных частой (подразделений) также размещать совместно с начальниками родов войск, действия которых они обеспечивают: командиров подразделений световых прожекторных полей – на КП истребительной авиации, а командиров подразделений ЗПр зоны зенитной артиллерии – на КП артполков и дивизионов.

Организация связи и командных пунктов в войсках по родам оружия будет различной. Наиболее сложной и характерной будет организация командного пункта зенитно- артиллерийского полка.

Практика показывает, что командир зенитно-артиллерийского полка и дивизиона обязан, как правило, руководить своими войсками в ходе боя с наблюдательного пункта, т.е. с такого места, откуда командир может лично (полностью или хотя бы частично) наблюдать за полем боя.

Следовательно, организация связи командного пункта зенитно-артиллерийского полка должна соответствовать этой идее осуществления управления войсками в бою.

В практике боевой работы зенитно-артиллерийских полков армии оправдало себя наличие командных и «оперативных» линий связи. Командные линии связи наведены по линии наблюдательных пунктов командира с уха на ухо от командира полка к командиру дивизиона и от последнего к командиру батареи. Наличие этой линии связи, свободной от всех других загрузок (линии идут напрямую), дает возможность командиру лично и быстро отдать приказ (команду) нижестоящему командиру на ведение боя.

«Оперативные» линии связи связывают штабы (оперативные группы) и дают им возможность вести «черновую» работу по сбору сведений об обстановке, о действиях своих войск и готовить решение командиру в зависимости от складывающейся обстановки.

Командир обязан со своего наблюдательного пункта непрерывно держать связь (голосовую или громкоговорящую дуплексную) со своим начальником штаба, возглавляющим работу оперативной группы.

Весьма ценной является связь зенитно-артиллерийских полков с соседними полками.

Эта связь должна проходить, помимо всякого рода коммутаторов, непосредственно в оперативные комнаты КП полков и по возможности от соседей справа, слева и спереди.

Наличие связи взаимодействия с соседями даст возможность своевременно получать данные об обстановке и при необходимости получать заблаговременно входные данные для стрельб.

Армия ПВО с сентября 1943 г. осуществляет взаимодействие своих средств ПВО на основе инструкции по взаимодействию, объявленной приказом войскам армии № 055 от 1.9.43 г. (Инструкция по взаимодействию высылается одновременно с этим материалом.)

В практике боевой работы инструкция по взаимодействию проверена недостаточно из-за отсутствия налетов авиации противника на город, но проведенные с этой целью учения подтверждают реальность ее основных положений.


Начальник штаба Ленинградской армии ПВО
полковник ПРИВАЛОВ


Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 7


©AirPages
2003-