Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Интересные факты Факты Документы Моторы Асы РТЭ и РЛЭ Сборник №7 Сборник 7 1942.10 1942.10.19 1943.03.07 1943.04.12 1943.05.21 1943.05.28 1943.07.14 1943.07 1943.08.14 1943.09.23 1943.весна 1943.декабрь 1943.12.29 1944 1944 1944.04.06 1944.05.29 1944.06 1944.06.08 1944.06.11 1944.06.13 1944.12.26 1945.01.12 1945.02 1945.02 ПВО 1942.04.16 1942.04.30 1943.01.27 1943.09.01 1943 1944.01.07 1944.06.24 1945.04.04

Указания командования войсками ПВО территории Страны по организации наведения истребительной авиации на противника в системе ПВО территории Страны с помощью РУС-2 и МРУ-105

16 апреля 1942 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Командующий войсками ПВО
территории Страны
генерал-лейтенант ГРОМАДИН
16 апреля 1942 г.

Член Военного Совета войск ПВО
территории Страны
бригадный комиссар ОРЛОВ

УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАВЕДЕНИЯ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ
НА ПРОТИВНИКА В СИСТЕМЕ ПВО ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ
С ПОМОЩЬЮ РУС-2 И МРУ-105

I. Общие положения

1. Осуществление встречи ИА с самолетами противника производится путем организации системы наведения, которая обеспечивает управление ИА в воздухе.

2. Основные требования к системе наведения ИА на самолеты противника – быстрота, точность и простота методов наведения.

3. Наведение своей ИА на самолеты противника осуществляется на основании:

– донесений постов ВНОС;

– данных станций РУС-2 и МРУ-105;

– донесений своих самолетов;

– данных звукоулавливателей.

4. Передача истребителям команд при нахождении их в воздухе, для направления на противника, производится:

– по радио;

– постами целеуказания с земли – с помощью стрел и световых сигналов:

– при помощи самолетов наблюдения и связи (СНИС);

– лучами прожекторов;

– разрывами снарядов зенитной артиллерии.

5. Руководство системой наведения ИА на противника возлагается на соответствующих командующих ПВО (фронта, зоны, района, армии). Непосредственная организация и осуществление наведения возлагаются на старшего авиационного начальника (фронта, зоны, района или армии ПВО).

Разработку системы наведения ИА на противника производит общевойсковой штаб ПВО совместно со штабом старшего авиационного начальника.

6. Радиосвязь с истребителями в воздухе осуществляется через радиостанции соответствующих КП ПВО, аэродромов, взводных, ротных и батальонных постов ВНОС и специально выставляемых постов целеуказания.

7. В порядке службы наведения ИА на противника все подразделения, обслуживающие средства наведения, оперативно подчиняются старшему авиационному начальнику фронта, зоны, района или армии ПВО.

II. Наведение ИА при помощи станции РУС-2 и МРУ-105
Общие положения

8. Наведение истребителей на самолеты противника с помощью станций РУС-2 или МРУ-105 производится непосредственно с КП аэродрома.

9. Аэродрому ИА для наведения придается станция РУС-2 или МРУ-105. Эта станция только в свободное от наведения время может получить задание по общему наблюдению за воздухом.

10. Станция РУС-2 или МРУ-105, приданная аэродрому, располагается на расстоянии 1-4 км от аэродрома.

11. Станция РУС-2 или МРУ-105, приданная аэродромам для наведения ИА, должна всегда находиться в полной боевой готовности. Время для запуска станции не должно превышать 1 1/2-2 минут.

Каждая выделенная для наведения станция РУС-2 или МРУ-105 связывается с КП своего аэродрома прямой проволочной связью.

Для переговоров дежурного на КП аэродрома с оператором станции устанавливаются телефонные гарнитуры.

12. Для обеспечения своевременной информацией о воздушной обстановке и получения боевых распоряжений от командования КП аэродрома обеспечивается прямой телефонной связью со штабом старшего авиационного начальника (КП общевойскового начальника ПВО) и ближайшим РП или БП ВНОС.

13. На КП аэродрома истребительной авиации организуется рабочее место для оперативного дежурного по наведению, где должны быть: кодированная карта (с калькой), телефонная гарнитура для связи со станцией РУС-2 или МРУ-105, телефонные аппараты для прямой связи согласно п. 12, телефонный аппарат для связи с аэродромной радиостанцией, выносной микрофон от радиостанции, телефонный аппарат для связи с местом стоянки дежурных истребителей, линейка с масштабом расстояний, треугольник, транспортир на 360° и авиационная счетная линейка.

На карте должны быть нанесены радиальная сетка с центром месторасположения станций, а также зоны ожидания (зоны боя ИА).

14. На КП аэродрома для наведения ИА на противника в воздухе должны быть выделены опытные штурманы, способные решать задачи встречи. Они должны отлично знать всю организацию системы наведения станциями РУС-2 или МРУ-105, тактико-технические данные РУС-2 и МРУ-105, порядок работы станций и весь личный состав, участвующий в работе по наведению.

15. Летчики-истребители должны быть ознакомлены с общим порядком наведения, работой станций РУС-2 или МРУ-105, отлично знать зоны ожидания, их номера и свои обязанности при выполнении маневра для встречи с противником.

16. Наведение истребителей в воздухе осуществляется при помощи аэродромной радиостанции, а при необходимости – радиостанциями соответствующих взводных, ротных и батальонных постов ВНОС.

17. Для наведения истребителей выделяется специальная волна. Станции должны иметь по возможности кварц на волну наведения. Настройка приемно-передающих самолетных радиостанций на волну наведения должна систематически проверяться на земле. При следовании самолета в зону ожидания (зону боя ИА) истребители должны проверить настройку приемника по сигналам настройки аэродромной радиостанции.

18. Летчики-истребители, поднявшись в воздух на встречу с противником, должны быть в постоянной готовности к радиоприему с КП аэродрома отдаваемых приказаний.

19. При организации наведения истребителей с КП аэродрома с помощью станций РУС-2 или МРУ-105 необходимо установить для истребителей зоны ожидания. В назначенную зону ожидания (зону боя ИА) истребители выходят немедленно после подъема со своего аэродрома. В зависимости от обстановки истребители могут направляться с земли сразу на перехват противника, без захода в ту или иную зону ожидания. Зоны ожидания должны быть удалены от аэродрома не менее 15 км, так как станции РУС-2 и МРУ-105 имеют мертвую зону с радиусом порядка 15 км, где самолеты не просматриваются.

20. Истребители, направленные в зону ожидания, выходят из нее по приказанию с аэродрома или по личной инициативе в случаях встречи с противником.

Порядок наведения

21. На КП аэродрома ведется карта воздушной обстановки по данным, получаемым из штаба старшего авиационного начальника (КП общевойскового начальника ПВО), от ближайших РП или БП ВНОС и от соответствующих станций РУС-2 или МРУ-105.

22. При обнаружении воздушного противника на подходе к району действий истребительной авиации, базирующейся на данном аэродроме, оперативный дежурный КП аэродрома отдает приказание начальнику станции РУС-2 или МРУ-105 включить станцию и взять цель для наблюдения.

Одновременно отдаются приказания соответствующим радиостанциям включить передатчики для работы по наведению истребителей, находящихся в воздухе.

23. Подъем ИА в воздух навстречу обнаруженному противнику производится или по приказанию старшего авиационного начальника или командиром части ИА самостоятельно, если предварительно на это имеются соответствующие указания старшего начальника.

24. О движении самолетов противника и своих истребителей (азимуты и расстояния от станции до самолетов) дежурный оператор станции РУС-2 (МРУ-105) докладывает по телефону ОД КП аэродрома.

Все засечки цели оператор на станции РУС-2 или МРУ-105 производит по заданию оперативного дежурного.

25. По данным, поступающим со станции РУС-2 (МРУ-105), дежурный штурман решает задачу встречи.

Дополнительные данные о противнике (тип самолета, высота цели, количество самолетов) оперативным дежурным учитываются по данным, поступающим к нему от штаба старшего авиационного начальника (КП общевойскового начальника ПВО или ближайших РП и БП ВНОС).

26. После того как определена вероятная (расчетная) точка встречи, микрофоном через аэродромную радиостанцию передается приказание истребителям для выхода их на перехват противника. Приказание по радио повторяется 2-3 раза подряд.

27. Если после переданного предыдущего приказания истребителям противник резко меняет курс, то истребителям в воздухе передается новое приказание изменить курс и выходить в новую расчетную точку встречи.

28. При подходе истребителей к противнику (что видно на экране станции РУС-2 или МРУ-105) об этой передается предупреждение истребителям.


Начальник штаба войск ПВО территории Страны
генерал-майор НАГОРНЫЙ

Военный комиссар штаба войск ПВО территории Страны
полковой комиссар ПЕТРОВ

Начальник штаба управления ИА ПВО территории Страны
полковник ПЕСТОВ


Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 7


©AirPages
2003-