Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Интересные факты Факты Документы Моторы Асы РТЭ и РЛЭ Сборник №7 Сборник 7 1942.10 1942.10.19 1943.03.07 1943.04.12 1943.05.21 1943.05.28 1943.07.14 1943.07 1943.08.14 1943.09.23 1943.весна 1943.декабрь 1943.12.29 1944 1944 1944.04.06 1944.05.29 1944.06 1944.06.08 1944.06.11 1944.06.13 1944.12.26 1945.01.12 1945.02 1945.02 ПВО 1942.04.16 1942.04.30 1943.01.27 1943.09.01 1943 1944.01.07 1944.06.24 1945.04.04

Инструкция

по обнаружению самолетов противника, оповещению ИА и наведению истребителей на самолеты противника

29 мая 1944 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Командир 1-й воздушной армией

генерал-полковник авиации ХРЮКИН

29 мая 1944 г.

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОБНАРУЖЕНИЮ САМОЛЕТОВ ПРОТИВНИКА, ОПОВЕЩЕНИЮ ИА И НАВЕДЕНИЮ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ НА САМОЛЕТЫ ПРОТИВНИКА

I. Основные положения

Успешное выполнение задачи по завоеванию нашей авиацией абсолютного господства в воздухе, уничтожение воздушного противника, особенно его одиночных разведчиков, в значительной мере зависят от дальности обнаружения самолетов противника, скорости оповещения и своевременного наведения ИА, обеспечивающих занятие нашими истребителями выгодного исходного положения для боя и прямого успеха в воздушном бою.

2. Заблаговременное обнаружение воздушного противника обеспечивается работой двух наземных радиолокаторов, гарантирующих обнаружение противника на подступах к переднему краю – на расстоянии от 50 км (при высоте полета 1000 м) до 90 км (при высоте полета 5000 м).

3. Немедленное повсеместное оповещение ИА о появлении самолетов противника осуществляется специальной радиосетью оповещения, в которую помимо оповещательных радиостанций (РСБ и РАФ) входят выделенные приемники, стоящие на КП всех аэродромов, истребительных авиационных частей и соединений.

4. Повсеместная информация истребителей о воздушной обстановке и наведение их на самолеты противника как в пределах видимости, так и вне этих пределов обеспечивается сетью радиостанций наведения, в которую входят все аэродромные радиостанции, специально выделяемые радиостанции на переднем крае и радиостанции наведения при одном из наземных радиолокаторов.

5. При умелом использовании организованной системы обнаружения, оповещения и наведении эффективность действий истребителей значительно повышается, позволяя выполнять свою боевую задачу с максимальной экономией своих сил и средств, моторесурсов и горючего.

II. Обнаружение самолетов противника и оповещение ИА

1. В непосредственной близости к линии фронта (на расстоянии 10-20 км от нее) устанавливается наземный радиолокатор № 1 1-й воздушной армии с задачей своевременно обнаруживать самолеты противника на подступах к переднему краю наших войск, немедленно оповещать второй наземный радиолокатор и КП ИА об обнаруженных самолетах, наблюдать за перемещением обнаруженных целей на экрана радиолокатора до перехвата вторым радиолокатором или выхода их из зоны обнаружении.

2. На расстоянии 60-70 км от наземного радиолокатора № 1 устанавливается наземный радиолокатор № 2 328 ИАД ПВО Северного фронта, который, используя сведения наземного радиолокатора № 1, должен обнаруживать самолеты и перехватывать их на своем экране, вести наблюдение за перемещением обнаруженных целей и оповещать об этом КП ИА.

3. Зона обнаружения для обоих наземных радиолокаторов устанавливается 180-360°.

4. При каждой наземном радиолокаторе устанавливается по одной радиостанции РСБ или РАФ для взаимной информации и оповещения КП ИА на волне оповещения.

5. Обнаружив воздушного противника, наземный радиолокатор № 1 передает на волне оповещения радиосигнал, состоящий из трех цифровых групп, не требующих раскодирования, с указанием номера цели и ее положения относительно радиолокатора (дальность и азимут), характера цели и времени ее наблюдения. Характер цели обозначается цифрой с нулем впереди, а именно: 01 – одиночный разведчик, или группа до 3 самолетов, 02 – группа из 4-9 самолетов, 03 – группа в составе более 9 самолетов.

Первая цифровая группа обозначает номер цели и своими последними тремя цифрами – азимут; вторая (четырехзначная) группа – дальность цели и ее характер; третья (четырехзначная) группа – время наблюдения.

Пример радиосигнала № 38 – 12240; 7502; 1423 – означает: порядковый номер донесения 38, цель в течение дня двенадцатая; азимут 240°, дальность цели 75 км; характер цели – группа в составе 4-9 самолетов, время наблюдения – 14.23.

6. Наземный радиолокатор № 2 ведет самостоятельное наблюдение за воздухом в своей зоне и сообщает по сети оповещения о результатах наблюдения.

Приняв сигнал от наземного радиолокатора № 1 о подходе самолетов с дальних подступов, наземный радиолокатор № 2, после обнаружения их на своем экране, передает наземному радиолокатору № 1 условный сигнал. Получив этот сигнал, наземный радиолокатор № 1 наблюдение за указанной целью прекращает и ведет наблюдение в своей зоне до появления новых целей.

7. Все сигналы, передаваемые обоими наземными радиолокаторами, принимаются на всех КП истребительных авиационных соединений и частей. По принятым сигналам ОД ведет два планшета (по одному на каждый радиолокатор), нанося на них обнаруженные цели и ведя их по карте до выхода из зоны.

На планшетах карта закрепляется так, чтобы местонахождение наземного радиолокатора на карте совмещалось с центром планшета, где и закрепляется начало …[«смазан» текст – В.Т.]… линейки.

8. Одновременно с приемом сигналов оповещения наземных радиолокаторов на КП истребительных авиасоединений ведется прием сигналов сети оповещения ВНОС ПВО фронта, для немедленной передачи их на КП истребительных авиаполков.

III. Наведение истребителей на самолеты противника

1. Цель наведения – обеспечить встречу наших истребителей с самолетами противника в условиях, выгодных для ведения воздушного боя.

2. Для наведения самолетов используются радиостанции отдельной радиороты ВНОС, устанавливаемые в непосредственной близости к линии фронта на наиболее вероятных маршрутах полетов разведчиков противника, все аэродромные радиостанции и радиостанции штабов авиационных соединений.

3. Из всех радиостанций наведения командными радиостанциями являются лишь те, на которых находятся командиры истребительных авиачастей или авиасоединений, летчики которых находятся в воздухе. Все остальные радиостанции наведения являются информационными.

4. Команды по наведению командир авиасоединения подает лично, если по его приказанию эти команды передают другие лица, то они в этом случае повторяют команды дословно.

5. Вначале наведения подаются команды, в какой район или квадрат лететь и какую набрать высоту. В последующих командах дается направление на точку встречи с самолетами противника.

При сближении с воздушным противником могут создаваться различные положения, соответственно чему подаются различные команды или информирующие сообщения (например: «Бомбардировщики впереди вас и ниже на 1000 м, справа от вас группа «Фокке-Вульф», выделите звено для борьбы с ними, остальным атаковать бомбардировщиков противника» и т.д.).

Наводимым истребителям указывается о самолетах противника, в каком направлении, сколько и какие самолеты летят.

6. Команды по наведению передаются открыто. Перенацеливание самолетов, находящихся в воздухе, для действия в другом районе и направление самолетов, вызываемых с аэродромов, командир истребительного авиасоединения осуществляет путем указания квадрата зоны, крупного местного ориентира и т. п.

7. Воздушным боем управляет непосредственно командир подразделения, авиачасти и авиасоединения истребителей, находящихся в воздухе. После того как истребители наведены на противника (получен сигнал об обнаружении или начался воздушный бой), наземная радиостанция работу по наведению прекращает. Она возобновляет работу при подходе свежих сил противника и при внезапной атаке с его стороны. Следует учитывать, что во время воздушного боя чрезмерное вмешательство с земли в управление воздушным боем ведет к безинициативности и безответственности командиров, находящихся в воздухе.

8. Все информационные радиостанции лишь информируют истребителей о воздушной обстановке и никаких команд не подают.

9. Оповещение истребителей производится всеми радиостанциями наведения на волне истребителей, в пределах видимости. При этом указывается позывной радиостанции, курс пролетающего разведчика противника, тип, высота и время.

Пример: «Я, Барьер-11, курс 90, один Ю-88, высота 3000, 10.00».

Прежде чем включить передатчик на передачу, необходимо подслушать на прием – не работает ли другая наша радиостанция или радиостанция нашего истребителя.

Все остальные радиостанции оповещения начинают свою передачу только тогда, когда убедятся, что больше никто о замеченном разведчике противника не оповещает.

10. В соответствии с имеющимися зонами истребления устанавливаются три зоны наведения:

– 1-я зона – в полосе 30-40 км от линии фронта;

– 2-я зона – от границ первой зоны на 80-90 км в глубь территории фронта;

– 3-я зона – тыловая часть фронта.

Радиостанциям, находящимся в каждой зоне, присваиваются определенные индексы.

11. Летчики-истребители, вылетающие на перехват противника, должны твердо знать индексы фланговых радиостанций наведения каждой зоны и ориентировочно индекс радиостанции наведения, находящейся в центре зоны, в которой они действуют. Получая непрерывную информацию о самолетах противника, летчик идет на сближение.

Обнаружив самолет противника в поле своей видимости и атакуя его, летчик должен передать по радио «Иду в атаку в районе» (открытым текстом) или «Атакую в районе» (пункт).

12. Наведение вне видимости самолетов с земли осуществляется с помощью наземного радиолокатора № 2 328 ИАД через радиостанцию РСБ, устанавливаемую около него и работающую на волне истребителя. При этом, следя на экране радиолокатора за изображениями цели – воздушного противника и наших истребителей, направленных для перехвата – и перенося их движения на карту, авиационный командир передает по радио нашим истребителям о местонахождении противника и с каким курсом он идет.

Продолжая вести наблюдение за изображениями на экране и давая по радио необходимые указания, авиационный командир должен направлять наших истребителей так, чтобы достигнуть результата, когда их изображения на экране сольются с изображениями воздушной цели (противника).


Начальник штаба 1-й воздушной армии

генерал-майор авиации ПРОНИН


Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 7


©AirPages
2003-