Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
РТЭ и РЛЭ Как летать на Яке Оглавление Гл.1.1. Гл.1.2. Гл.1.3. Гл.1.4. Гл.1.5. Гл.1.6. Гл.1.7. Глава 2 Гл.2.1. Гл.2.2. Гл.2.3. Гл.2.4. Гл.2.5. Гл.2.6. Гл.2.7. Гл.2.21. Гл.2.22. Гл.2.23. Гл.2.24. Гл.2.25.

Как получить наилучшие летные данные на самолете Як с мотором ВК-105ПФ

5. Влияние винта

Среди факторов, оказывающих влияние на максимальную скорость и скороподъёмность самолёта, далеко не последнее место занимает винт. Это и понятно — винт является агрегатом, преобразующим мощность мотора в тягу, которая используется для сообщения самолёту поступательного движения, и поэтому от его отдачи или к. п. д. зависят лётные данные самолета.

Для того чтобы винт наилучшим образом выполнял своё назначение, он должен отвечать известным требованиям.

Прежде всего, винт вместе с коком должен быть статически и динамически уравновешен, а для этого все лопасти его должны иметь одинаковый вес, одинаковый угол установки и вращаться в плоскости, строго перпендикулярной к оси самолёта. Малейшее отступление от указанных требований вызывает вибрацию и тряску винта и мотора, неправильное нагружение подшипников и другие ненормальные явления. Нельзя утверждать, что всё это непосредственно сказывается на к. п. д. винта, но бесспорно то, что тряска и другие вызванные винтом ненормальности ускоряют и усиливают изнашиваемость мотора и, таким образом, в конце концов всё же отражаются на лётных данных самолета.

Прямое отношение к лётным данным самолета имеют состояние поверхности и форма лопастей винта. Мы уже говорили о значении для лётных данных самолёта отделки крыла. Здесь значение отделки во много раз увеличивается благодаря тому, что лапасти винта, двигаясь с поступательной скоростью, равной скорости самолета, имеют ещё значительные окружные скорости (в 2½—3 раза больше скорости самолёта). Поэтому такие «мелочи», как искажение формы профиля, незаделанные или плохо заделанные пробоины, ступенчатость носка лопасти., побитость передних кромок лопастей камнями и песком, грубая кистевая окраска, нанесённая вдоль лопасти, с подтеками и т. д., совершенно недопустимы, так как легко могут понизить к. л. д. винта.

Интересные в этом отношении опыты были проведены в ЦАГИ. Там взяли нормальный серийный винт и лопасти его довели до теоретических (проектных) обводов: лишнее было спилено (рис. 33), недостающее особым способом восполнено — и после этого поверхность лопастей поддверглась более тщательной окраске. Только за счёт этих простых мероприятий был получен прирост скорости в 6 км/час.

В ЛИИ МАП проведано исследование влияния на лётные данные самолёта Ла-7 формы лопасти винта ВИШ-105-В4, и оказалось, что отклонение в теоретическом профиле винта всего лишь на 1—1,5 мм (см. рис. 33) вызывает потерю скорости в 6 км/час.

Приведённые примеры говорят о том, что даже такой простой по конструктом и прочный агрегат, как винт, может при определённых условиях снижать лётные данные самолёта и поэтому наравне со всем остальным нуждается в наблюдении и уходе.

Рис. 33. Типичный дефект лопастей винта — отклонение формы профиля от теоретической

На этом исчерпывается перечень факторов, оказывающих влияние на лётные данные самолёта Як, а вместе с тем исчерпывается и весь комплекс вопросов, связанных с получением на самолёте Як высоких лётных данных.

Заключение

В этой работе мы касались очень многих вопросов. Но легко было видеть, что речь, по существу, всё время шла об одном и том же, а именно о том, как нужно обслуживать и эксплоатировать самолет Як, чтобы получить на нём самые высокие лётные данные.

На этот большой и чрезвычайно важный вопрос дан, как нам кажется, ясный ответ. Дело теперь за тем, чтобы со всей серьёзностью изучить и применить его на практике.

Сделать это не легко. От лётчика , инженера и техника потребуется предельное напряжение сил и энергии, но всё это зато с лихвой окупится в бою, приведет к меньшим потерям и к большим успехам.


©AirPages
2003-