Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
РТЭ и РЛЭ Как летать на Яке Оглавление Гл.1.1. Гл.1.2. Гл.1.3. Гл.1.4. Гл.1.5. Гл.1.6. Гл.1.7. Глава 2 Гл.2.1. Гл.2.2. Гл.2.3. Гл.2.4. Гл.2.5. Гл.2.6. Гл.2.7. Гл.2.21. Гл.2.22. Гл.2.23. Гл.2.24. Гл.2.25.

Как получить наилучшие летные данные на самолете Як с мотором ВК-105ПФ

4. Влияние мотора

Мотор — сердце самолёта. Мощность мотора— основная его характеристика, от которой зависят лётные данные самолёта. Если .мотор не развивает положенной мощности, то самолёт никогда не будет иметь хороших летных данньгх. От чего же зависит мощность мотора?

Мощность мотора зависит, прежде всего, от его состояния.

Мотор ВК-105ПФ является достаточно выносливым и работоспособным. Ресурс его составляет 150 часов. В течение этого длительного срока он способен сохранять свою мощность. Достаточно сказать, что замеры мощности, которые обычно производятся перед началом и в конце сточасовых станковых испытаний, в большинстве случаев не позволяют выявить каких-либо изменений её.

Однако ресурс и данные мотора в сильной степени зависят от качества ухода и эксплоатации его на земле и в воздухе.

Обеспечение нормальных условий эксплоатаци позволяет мотору перерабатывать установленный для него ресурс и сохранить мощность.

Небрежное же расходование номинального режима, систематический перегрев воды и масла, частые раскрутки оборотов сверх максимально допустимых, использование режимов, сопровождающихся тряской (например полный газ при заниженных оборотах), употребление некондиционных горючего и масла, несвоевременная смена масла, рулёжка в пыли, невыполнение регламентных работ и т. д. — всё это сокращает срок службы мотора и приводит к преждевременному изнашиванию его. Отмечено много случаев, когда по этой причине самолёт терял до 20 км/час скорости.

Мощность мотора зависит от качества горючего.

Мотор ВК-105ПФ может нормально работать и развивать положенную ему мощность только в том случае, если он эксплуатируется на топливе 4Б-78 с октановым числом не ниже 95. Применение горючего с более низким октановым числом вызывает опасную для прочности мотора детонацию и поэтому возможно лишь при снижении наддува. При применении на моторе ВК-105ПФ горючего с октановым числом порядка 92 наддув его должен быть снижен с 1 050 до 880 мм рт. ст. Такое снижение наддува может вызвать уменьшение скорости примерно на 25—30 км/час.

Мощность мотора зависит от исправности и регулировки РПД

Нормально наддув мотора должен быть отрегулирован на земле на 1050 (+10/-20) мм рт, ст. Плюсовой допуск в 10 мм рт. ст. установлен для того, чтобы воспрепятствовать перенапряжению и аварии мотора. Минусовой допуск в 20 мм рт. ст. установлен для того, чтобы предупредить недогрузку мотора и неполучение гарантированной мощности. Изменению наддува на 1 мм рт. ст, соответствует изменение мощности мотора примерно на 1,5 л. с. Выходит, таким образом, что если мотор будет отрегулирован на земле на 1 030 мм рт. ст. вместо положенных 1 050 мм рт. ст., то мотор недодаст 45 л. с. мощности, а самолёт потеряет из-за этого 5 км/час скорости.

Мощность мотора зависит от регулировки карбюраторов

Расходы горючего через отдельные карбюраторы одного и того же комплекта очень часто отливаются на 20, а то и больше процентов. Такая разница в расходах делает работу мотора неустойчивой и приводит к снижению мощности мотора и ухудшению лётных данных самолёта. Этот дефект особенно неприятен тем, что он устраняется только путём тщательной индивидуальной регулировки карбюраторов.

Мощность мотора зависит от исправности системы зажигания

Отказ или случайное выключение одного из двух магнето снижает мощность мотора и ухудшает лётные данные самолёта. При выключении одного магнето и при нормальной работе другого мощность мотора падает примерно на 150 л. с. Такое уменьшение мощности может понизить максимальную скорость у земли на 20 км/час.

Проводка между магнето и свечами должна иметь хорошую изоляцию и ни в коем случае не допускать пробоя током высокого напряжения, который через неё проходит. При нарушении изоляции работа мотора становится неустойчивой, что сказывается на мощности мотора и лётных данных самолёта.

Существенное влияние на мощность мотора оказывают свечи. При отказе одной свечи максимальная скорость уменьшается примерно на 2 км/час. При отказе двух свечей в одном и том же цилиндре мощность мотора уменьшается на 1/12 часть, а максимальная скорость у земли уменьшается примерно на 15 км/час1 .

По данным ЛИИ МАП, неудовлетворительное качество свечей, которое может быть обнаружено только при проверке их на станке, способно привести к периодическому снижению максимальной скорости на 20—30 км/час.

Состояние свечей оказывает влияние не только на мощность, но и на высотность мотора. Рис. 32 показывает ту высоту, начиная с которой нормальная работа мотора нарушается. Полёт выше этих выcoт, конечно, возможен, но в этом случае лётчик не сможет получить хорошей скорости, скороподъёмности и потолка. Дело в том, что магнето типа БСМ-12 даёт напряжение около 7-8 киловольт.

Рис. 32. Влияние зазоров между электродами свечей на работу мотора при высоких полетах

Такое напряжение создает полноценную искру только тогда, когда зазор между центральным и боковыми электродами не превышает 0,5 мм. Таким образом, для самолётов, работающих на средних высотах, предельно допустимым зазором следует считать зазор 0,5 мм 2 для самолётов же, работающих на больших высотах (например в системе ПВО), этот зазор должен быть меньше 0,5 мм.

Мощность мотора зависит от исправности системы газораспределения, механизма переключения винта, регулятора оборотов и многих других факторов, yо на этом мы останавливаться не будем, так как ненормальная paбота их обычно заставляет лётчика прекращать полет.

1 Полный отказ одной и особенно двух свечей являемся опасным для прочности мотора. В ГК НИИ ВВС при исследоваиии крутильных колебаний коленчатого вала мотора в разных цилиндрах преднамеренно были выключены две свечи. Через 30 минут работы произошла поломка коленчатого вала.

2В практике встречаются случаи, когда зазор достигает 1 мм.


©AirPages
2003-