Как получить наилучшие летные данные на самолете Як с мотором ВК-105ПФ
3. Влияние числа оборотов мотора
На самолёте Як установлен винт изменяемого шага с центробежным регулятором оборотов. Имеющееся в кабине управление регулятором позволяет, не трогая рычага газа, изменять обороты в очень широких пределах. Сделано это для того, чтобы можно было:
1) перед полётом проверить исправность регулятора и механизма поворота лопасти винта;
2) в холодное время года прогреть цилиндровую группу винта и тем самым предотвратить раскрутку его на взлете;
3) при полёте на дальность и продолжительность установить наивыгоднейшие для данной скорости обороты;
4) при перегреве мотора понизить температуру масла и воды, если другие средства уже использованы.
Очень часто, однако, к затяжелению винта прибегают не только для этой цели, но и для получения максимальной скорости и скороподъемности. Летчики обычно мотивируют это тем, что наилучшие данные самолёт показывает при 2 200 - 2 400 об/мин, что увеличение оборотов свыше 2 400 в минуту бесполезно, так как винт в этом случае плохо тянет, что обороты 2 700 в минуту равносильны раскрутке, после которой нужно обязательно снимать и просматривать фильтр Куно, и т. д. В доказательство того, что уменьшение оборотов увеличивает скорость полета, нередко приводится также тот факт, что в момент затяжеления винта лётчик ощущает очень сильный рывок самолёта вперёд.
Утверждение, будто обороты 2 700 в минуту означают «раскрутку», т. е. предельно допустимые обороты, совершенно неверно. Это как раз те обороты, при которых испытывался мотор и снимались все лётные характеристики самолёта. Согласно техническому описанию и формуляру мотора ВК-105ПФ, 2 700 об/мин являются номинальными оборотами, предельно же допустимыми являются 2 800 об/мин на время 30 секунд. Следовательно, опасной рaскруткой мотора считаются обороты свыше 2 800 в минуту или 2 800 об/мин -в течение более 30 секунд.
Что же касается рывка самолёта вперёд при затяжелении винта, то такое явление действительно имеет место Однако из этого ни в коем случае еще не следует, что затяжеление винта приводит к росту скорости. Дело в том, что это явление наблюдается только в самый момент затяжеления винта, раньше, чем тахометр отметит снижение оборотов, так что, если бы лётчик немного выждал он смог бы убедиться в том, что со временем повышенная тяга исчезает, а скорость уменьшается.
Почему самолёт испытывает рывок в момент затяжеления винта?
Когда лётчик убирает рычаг винта, он тем самым при даёт лопастям больший угол атаки. Поршневая группа мотора и сам винт, будучи раскрученными до номинальных оборотов, по инерции стремятся сохранить их, и поэтому мотор на очень короткий промежуток времени оказывается способным проворачивать более тяжёлый винт на номинальных или близких к ним оборотах. Этим и объясняется рывок.
Таким образом, и этот довод является несостоятельным.
К чему приводит затяжеление винта?
Крыльчатка нагнетателя имеет невыключающийся привод, связанный с коленчатым валом мотора. Поэтому при уменьшении оборотов мотора уменьшается скорость вращения крыльчатки, уменьшается сжатие воздуха, которое она производит, а следовательно, уменьшается и граница высотности мотора, т. е. та высота, начиная с которой мощность мотора падает.
Затяжелению винта на 150 об /мин соответствует понижение границы высотности на 450 м.
Поскольку фактическая горизонтальная и вертикальная скорости на границе высотности являются самыми большими, а выше и ниже её падают (рис. 5), то уменьшение оборотов приводит не только к преждевременному падению мощности, но и к падению горизонтальной и вертикальной скоростей выше новой границы высотности.
Таким образом, первое, к чему приводит затяжеление — это снижение границ высотности, а вместе с тем снижение максимальной скорости и скороподъемности самолета.
Рис. 5. Изменение максимальных горизонтальной и вертикальной скоростей за счёт понижения границы высотности при затяжелении винта.
У мотора ВК-105ПФ, как и у всякого двигателя внутреннего сгорания, мощность при полностью открытом дросселезависит от числа оборотов и высоты полета. Эта зависимость показана на рис. 6. Из рис. 6 видно, что отличительной особенностью мотора ВК-105ПФ является то, что высотах ниже границы высотности максимальную мощность мотор развивает не при номинальных оборотах, а при 2 600 об/мин. Номинальным же оборотам — 2 700 об/мин и оборотам 2 500 в минуту соответствует мощность на 50 л. c. а оборотам 2 400 в минуту уже на 110 л. с. меньше, чем оборотам 2 600 в минуту.
На высотах выше границ высотности максимум мощности развивает мотор при номинальных оборотах (2 700 об/мин.) Любое затяжеление винта в этом случае приводит к уменьшению мощности мотора. Так, например, при снижении оборотов с 2 700 до 2 600 в минуту мощность уменьшается на 30 л. с, при снижении оборотов с 2 700 до 2 500 в минуту на 80 л. с. и т. д.
|