Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
РТЭ и РЛЭ Как летать на Яке Оглавление Гл.1.1. Гл.1.2. Гл.1.3. Гл.1.4. Гл.1.5. Гл.1.6. Гл.1.7. Глава 2 Гл.2.1. Гл.2.2. Гл.2.3. Гл.2.4. Гл.2.5. Гл.2.6. Гл.2.7. Гл.2.21. Гл.2.22. Гл.2.23. Гл.2.24. Гл.2.25.

Как получить наилучшие летные данные на самолете Як с мотором ВК-105ПФ

2. Влияние заслонок радиаторов

Очень часто заслонки радиаторов в горизонтальном полёте устанавливаются не в положение «по потоку», а произвольно. Лётчики при этом ссылаются на то, что при заслонках, установленных в положение «по потоку», использование номинального и близких к нему режимов работы мотора невозможно. Температура воды и масла якобы поднимается настолько, что стрелки термометров доходят до упоров, мотор начинает детонировать и т. д.

Действительно ли так катастрофически обстоит дело с температурным режимом на самолётах Як?

Многократными проверками установлено, что при температуре наружного воздуха у земли, равной + 15° С, которая является средней для наших широт1, температура воды в горизонтальном полёте на максимальной скорости при заслонке водорадиатора, установленной в положение «по потоку», не превышает 100°С, а масла при тех же условиях 110°C. Для мотора же ВК-105ПФ максимально допустимые температуры имеют, как известно, следующие значения: воды 110°С, масла 115°С в течение 5 минут и 110°С в течение 10 минут.

Как показывает опыт испытаний, проведённых в ЛИИ МАП, отклонения максимальных температур серийных самолётов от указанных значений на режиме скороподъемности при равных условиях испытаний колеблются в следующих пределах:

Температура воды ..............4—8°С

Температура масла..............5—8°С

Встречаются, конечно, самолёты и с более высокими температурными режимами, равно как и с более низкими, но такие самолёты составляют ничтожное меньшинство.

Таким образом, температурный режим мотора на самолете Як является напряжённым, но не настолько, чтобы требовалось полное или почти полное открытие заслонок радиаторов.

Неправильнее использование заслонок радиаторов в действительности объясняется тем, что:

1) лётчики забывают придавать им нужное положение;

2) очень многие лётчики не знают, какое вредное влияние на максимальную скорость оказывает излишнее отклонение заслонок радиаторов, и поэтому не придают этому вопросу должного значения;

3) многие лётчики нетвёрдо знают температурные режимы мотора, в частности максимально допустимые температуры воды и масла, в результате чего поддерживают температуры на нижних пределах;

4) некоторые техники не очищают радиаторы от пыли, грязи и масла, не следят за сохранением герметизации туннелей и т. д., в результате чего мотор перегревается, и для поддержания температуры в нормальных пределах лётчик вынужден излишне открывать заслонки.

Положение заслонок радиаторов в горизонтальном полете должно удовлетворять двум важным условиям: сохранять температурный режим мотора в пределах и обеспечивать наибольшую скорость.

На самолётах Як заслонка водорадиатора может отклонена вниз на 375 мм, заслонка маслорадиатора на 190 мм. Такое большое отклонение заслонок сделано для того, чтобы обеспечить нормальный температурный режим мотора при наборе высоты.

Рис. 3. Характер обтекания позлухом туннеля водорадиатора.

В горизонтальном полете скорость, а следовательно, и интенсивность продувки сот радиатора значительно больше, чем при наборе высоты, и поэтому полное отклонение заслонок вниз является чрезмерным.

Нормальные температуры воды и масла в горизонтальном полёте могут быть получены, начиная с положения заслонок «по потоку» и кончая полным открытием их, но задача состоит в том, чтобы установить их не в первое попавшееся положение, которое обеспечит нормальные температуры, а в такое, при котором температуры поддерживаются у верхнего предела. Только в этом случае максимальная скорость будет наибольшей из всех возможных.

Указанные вьше два условия выполняются при иаличии на самолёте автомата регулирования температуры типа АРТ-41, при котором регулировка положения заслонок осуществляется автоматически, и роль лётчика сводится к контролю за правильностью его работы.

При отсутствии на самолёте АРТ-41 эти условия могут быть выполнены только самим лётчиком, который при переходе в горизонтальный полет устанавливает заслонки в положению «по потоку».

Что же будет, если лётчик не сделает этого? Получит ли он максимальную скорость?

Всякое открытие заслонок радиаторов создает дополнительное лобовое сопротивление и вызывает потерю скорости (рис.3)

Рис. 4. Зависимость потери максимальной скорости от положения заслонок водо - и маслорадиаторов.

Как показывает рис. 4, полное открытое заслонки водорадиатора по сравнению с положением её «по потоку» уменьшает максимальную скорость на 43 км/час; полное же открытие заслонки маслорадиатора по сравнению с её положением «по потоку» уменьшает скорость на 12 км/час. Эти цифры наглядно показывают, насколько невыгодно открывать заслонки радиаторов больше, чем это нужно для поддержания нормальных температур.

Из рис. 4 видно также, что дальнейшее прикрытие заслонки водорадиатора от положения её «по постоку» может привести к увеличению максимальной скорости на 9 км/час, а маслорадиатора - на 3 км/час. Однако хотя, прикрытие заслонок радиаторов от положения их «по потоку» и даёт некоторое увеличение скорости, но практически оно не может быть иепользовано, так как при этом резко ухудшается продувка сот радиаторов воздухом и наблюдается перегрев мотора. Перегрев же мотора приводит к выбрасыванию масла, детонации, прогару клапанов, нарушению верхнего уплотнения цилиндров, потере мощности мотора и многим другим нежелательным явлениям.

Таким образом, излишнее открытие и излишнее прикрытие заслонок приводят к нежелательным последствиям.

Есть ли исключения из этого правила? Обязательно ли всегда устанавливать заслонки «по потоку»?

Положение заслонок «по потоку», как мы знаем, выбрано для случая полёта на полной мощности мотора у второй границы высотности при стандартных атмосферных условиях. Очевидно, однако, что при полёте в зимних условиях на высотах ниже и особенно выше второй границы высотности заслонки, установленные в положение «по потоку», будут излишне открыты, в других же случаях например при очень высоких температурах наружного воздуха, наоборот, недостаточно открыты. Поэтому установка заслонок радиаторов в положение «по потоку», вообще говоря, не является обязательной и может в отдельных случаях изменяться. Требование устанавливать заслонки в положение «по потоку» введено в инструкцию, чтобы облегчить работу лётчика.

Таким образом, правильно использовать заслонки радиаторов в горизонтальном полете — это значит устанавливать их в зависимости от индивидуальных особенностей данного самолёта: характеристик туннелей радиаторов теплоотдачи мотора и радиаторов, режима полёта и температуры наружного воздуха, т. е. устанавливать так, чтобы температурный режим мотора всегда был близок к верхнему пределу.

При таком разумном использовании заслонок действительно можно получить максимальную скорость и одновременно температурный режим мотора поддержать в нормальных пределах.

Так обстоит дело с использованием заслонок радиаторов в горизонтальном полёте.

При наборе высоты на режиме максимальной скороподъёмности заслонки радиаторов должны быть открыты полностью. Какое-либо иное их положение невозможно виду перегрева мотора. Но если бы температура наружного воздуха или теплоотдача мотора позволили на каком-нибудь самолёте набирать высоту при положении заслонок «по потоку», то время набора высоты 5 000 м сократилось бы примерно на 0,2 минуты.

1 Более высокая температура наружного воздуха бывает два-три месяца в году.


©AirPages
2003-