Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
РТЭ и РЛЭ Как летать на Яке Оглавление Гл.1.1. Гл.1.2. Гл.1.3. Гл.1.4. Гл.1.5. Гл.1.6. Гл.1.7. Глава 2 Гл.2.1. Гл.2.2. Гл.2.3. Гл.2.4. Гл.2.5. Гл.2.6. Гл.2.7. Гл.2.21. Гл.2.22. Гл.2.23. Гл.2.24. Гл.2.25.

Как получить наилучшие летные данные на самолете Як с мотором ВК-105ПФ

4. Инструкция по эксплоатации — руководство к действию

Лётчику-истребителю вовсе нет нужды мучительно раздумывать над тем, как лучше использовать самолёт, какой режим ему задать, чтобы выжать из него всё, что он может дать.

Нет нужды также тратить время и силы на поиски и экспериментирование. To, над чем ломает голову лётчик, очень часто оказывается уже давно известным, а иногда даже отброшено, как негодное и не оправдавшее себя на практике. У лётчика имеется инструкция по эксплоатации самолета в воздухе.

То, что записано в инструкции, представляет собой результат теоретической и практической работы большого коллектива людей, многократно проверенный в условиях эксплоатации.

Вот почему -инструкция должна служить для лётчика и техника руководством к действию. В чем состоит основная ценность инструкции?

В инструкции описывается каждый шаг, каждое движение лётчика, начиная с того момента, когда он подходит к самолёту, и кончая тем, когда он после полёта отходит от самолёта.

Но инструкция — это не только изложение правил, без которых невозможен полёт вообще, но и изложение условий получения наилучших лётных данных самолёта.

Возьмем, например, раздел инструкция о наборе высоты В этом разделе совершенно точно и определённо указана скорость набора высоты, положение фонаря и заслонок радиаторов, обороты мотора, высота переключения скоростей нагнетателя, правила пользования высотным корректором и т. д.

Что это значит?

Значит ли, например, указание о скорости набора то, что другую скорость нельзя допускать из-за опасности срыва в штопор, или, например, указание о высоте переключения скоростей нагнетателя то, что переключение нагнетателя на другой высоте может вывести его из строя, и т. д.? Отнюдь нет. Самолёт Як может наабирать высоту на всех скоростях, начиная со 180 км/час и выше, сохраняя в этом случае достаточную устойчивость и управляемость.

Точно так же и переключение нагнетателя ниже и тем более выше положенной высоты едва ли способно нанести существенный вред мотору или нагнетателю 1.

Набор высоты предписывается начинать со скорости 260 км/час, а затем уменьшать её так, как указано в инструкции, потому что из всех возможных скоростей набора у земли и из всех возможных комбинаций изменения её с высотой наибольшую скороподъёмность, самолёт будет иметь только при данной начальной скорости и только при данном её изменении с высотой. При уменьшении же или увеличении скорости набора скороподъемность ухудшится.

Точно так же переключение скоростей нагнетателя предписывается производить на высоте 2 000 м по прибору, потому что из всех высот, на которых возможно переключение, высота в 2 000 м является наивыгоднейшей.

Таким образом, хотя в разделе инструкции о наборе высоты ни о каких условиях не упоминается, но тем не менее это есть не что иное, как условия получения максимальной скороподъёмности. Это не значит, конечно, что вопросы безопасности полета и надёжности работы агрегатов упускаются, — они входят как составная часть самих условий.

Инструкция содержит не только условия получения максимальной скороподъёмности, но и условия .получения остальных наилучших данных самолёта.

Совершенно аналогичное положение и с инструкцией, предназначенной для техника. В ней с исчерпывающей полнотой и ясностью изложены все условия, которые обеспечивают получение высоких лётных данных самолета в полёте.

1 Исключением является случай резкой дачи вперед рычага газа при уходе на второй круг на второй скорости нагнетателя, в результате чего мотор может отказать в работе.


©AirPages
2003-