Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Интересные факты Факты Документы Моторы Асы РТЭ и РЛЭ Сборник №7 Сборник 7 1942.10 1942.10.19 1943.03.07 1943.04.12 1943.05.21 1943.05.28 1943.07.14 1943.07 1943.08.14 1943.09.23 1943.весна 1943.декабрь 1943.12.29 1944 1944 1944.04.06 1944.05.29 1944.06 1944.06.08 1944.06.11 1944.06.13 1944.12.26 1945.01.12 1945.02 1945.02 ПВО 1942.04.16 1942.04.30 1943.01.27 1943.09.01 1943 1944.01.07 1944.06.24 1945.04.04

Инструкция

по взаимодействию штурмовиков 3-го штурмового авиакорпуса с истребителями

28 мая 1943 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Командир 3-го штурмового авиакорпуса

гвардии генерал-майор авиации ГОРЛАЧЕНКО

28 мая 1943 г.


ИНСТРУКЦИЯ

ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ЧАСТЕЙ И СОЕДИНЕНИЙ 3-го ШТУРМОВОГО АВИАКОРПУСА С ИСТРЕБИТЕЛЯМИ

1. Взаимодействие штурмовиков с истребителями организуется с целью прикрытия боевых действий штурмовиков от истребителей противника, а также и содействия атакам штурмовиков подавлением ПВО противника в районе целей или уничтожения самолетов противника при атаке его аэродромов.

Кроме того, истребители взаимодействия привлекаются для прикрытия взлета и посадки штурмовиков и для прикрытия с воздуха района их аэродромного базирования.

2. Прикрытие действий штурмовиков организуется путем непосредственного их сопровождения истребителями к цели и обратно, а также и способом очистки и вытеснения истребителей противника из района действий штурмовой авиации, что особенно возможно при длительном действии штурмовиков на поле боя и в определенном районе.

3. Взаимодействие штурмовиков с истребителями организуется штабом штурмового авиасоединения, который обязан указать командиру штурмового авиаполка:

– какие истребительные части, тип их самолетов и с каких аэродромов назначены для прикрытия штурмовиков;

– порядок встречи штурмовиков с истребителями: место и высота встречи, круги и сигналы для организации встречи (если штурмовики и истребители базируются на разных аэродромах); в отдельных случаях, когда по условиям времени и места это невозможно, командиру указывается и количество истребителей сопровождения, которое должно быть выделено для каждой группы штурмовиков;

– метод прикрытия штурмовиков истребителями в зависимости от боевой задачи и метеорологических условии.

Командир штурмового авиаполка, получив указанные данные, обязан в результате личной договоренности согласовать и установить с командованием истребительной авиачасти (на весь день или на отдельный вылет):

– боевую задачу штурмовиков для каждого вылета, время и место атаки заданной цели: способ и высоту атаки, количество заходов и их направление, сигнал об окончании атаки;

– время взлета штурмовиков, время и порядок сбора штурмовиков с истребителями;

– метод прикрытия штурмовиков истребителями;

– маршрут и высоту полета к цели и обратно;

– состав группы истребителей для каждого вылета и распределение их на группы непосредственного прикрытия и главных сил;

– какая задача, что и когда требуется обеспечить со стороны истребителей прикрытия при полете к цели и при действиях штурмовиков над целью;

– боевой порядок штурмовиков и истребителей на маршруте и над целью;

– действия истребителей и штурмовиков при встрече с истребителями противника на маршруте и над целью;

– порядок сбора штурмовиков с истребителями: место, высоту и круг сбора, сигналы для сбора;

– порядок сбора после атаки целей и по какому сигналу;

– порядок связи между штурмовиками и истребителями и воздухе

4. При расположении взаимодействующих штурмовиков с истребителями на одном аэродроме личный контакт и взаимная договоренность по указанным выше вопросам должны быть осуществлены между обеими ведущими групп штурмовиков и истребителей в присутствии командира или начальника штаба авиаполка.

При расположении штурмовиков и истребителей на разных аэродромах необходимо, чтобы в то время, когда командиры штурмового и истребительного авиаполков согласовывают вопросы взаимодействия между штурмовиками и истребителями, присутствовали и ведущие групп обеих частей.

5. Успех взаимодействия между штурмовиками и истребителями во многом зависит от их взаимной боевой спайки и выручки, в целях чего взаимодействующих штурмовиков и истребителей необходимо держать на одном аэродроме, и на прикрытие определенных штурмовых авиачастей и подразделений назначать одни и те же истребительные авиачасти и подразделения.

Необходимо избегать таких случаев, когда для сопровождения штурмовиков истребители назначаются с двух аэродромов.

Подобная практика обезличивает ответственность истребителей за охранение штурмовиков, ведет к общей несколоченности группы и приводит к потере времени на сборы.

6. Во всех случаях ответственность за организацию взаимодействия между штурмовиками и истребителями возлагается на командира штурмовой авиадивизии, командира штурмового авиаполка и их начальников штабов.

7. В интересах штурмовиков, при организации взаимодействия с истребителями, командиры штурмовых авиачастей и подразделений обязан требовать:

– построения боевого порядка и маневра истребителей на маршруте и над целью таким образом, чтобы он обеспечивал от атак, главным образом с фланга, со стороны солнца, сзади снизу, при выходе из пикирования и при разворотах, так как эти направления используются противником наиболее часто;

– при отсутствии истребителей противника в районе цели одной из групп истребителей сопровождения (группа главных сил) содействовать успеху атаки штурмовиков подавлением средств ПВО, прикрывающих цель;

– чтобы истребители сопровождения, особенно группы непосредственного прикрытия, ни в коем случае не отставали от штурмовиков и не были от них на дистанциях более 150-300 м;

– чтобы все истребители сопровождения при малочисленном их количестве (менее 8 самолетов) составляли одну группу непосредственного прикрытия, эшелонируя патрули по высоте;

– назначения отдельных истребителей или пар дли прикрытия подбитых или поврежденных самолетов, штурмовиков, выходящих из боя.

8. При совместном расположении на одном аэродроме первыми взлетают штурмовики.

Истребители взлетают после взлета штурмовиков. Первой взлетает группа непосредственного прикрытия и в последующую очередь группы главных сил.

При необходимости прикрытия взлета и посадки последнее достигается вылетом за 5 минут до вылета штурмовиков или до их посадки патруля и состоит из одной или двух пар истребителей.

Посадка производится в обратном порядке.

При отсутствии специально выделенного патруля для прикрытия посадки последнее должно быть обеспечено одной или двумя парами истребителей из состава группы главных сил, производящих посадку в последнюю очередь.

9. Как указано выше общий порядок истребителей сопровождения должен быть построен из следующих соображений:

– не допускать огневого воздействия и сближения истребителей противника к штурмовикам;

– иметь постоянное круговое наблюдение за воздушной обстановкой и за полетом штурмовиков;

– основное прикрытие истребителей должно быть направлено на защиту задней полусферы штурмовиков от атак снизу и сверху, а поэтому часть истребителей группы непосредственного прикрытия должна следовать сзади ниже строя штурмовиков (если допускает высота полета);

– в момент атаки боевой порядок штурмовиков, естественно, растягивается, чем пользуются истребители противника для атак отставших задних наших самолетов, а поэтому в момент атаки и выхода защита задних отставших самолетов является главной задачей наших истребителей

– в тех случаях, когда штурмовики производят атаку целей методом отдельных заходов, штурмовики принуждены производить для каждого захода развороты, что используется истребителями противника для атак наших штурмовиков со стороны внешнего фланга.

Поэтому при разворотах штурмовиков истребители сопровождения должны главное свое внимание сосредоточивать на защите хвоста и внешнего фланга штурмовиков.

На маршруте истребители противника часто пользуются отрывом наших истребителей сопровождения от штурмовиков, атакуя их внезапно с наиболее выгодных и неприкрытых направлений, особенно сзади снизу.

Поэтому штурмовики не должны допускать отрыва своих истребителей от штурмовиков, а находиться от них на дистанции и интервалах в среднем 150-300 м.

Указанные выше соображения должны быть внимательно продуманы и взаимно согласованы между ведущими групп и командирами авиачастей штурмовиков и истребителей.

10. При расположении штурмовиков и истребителей на разных аэродромах для успеха сбора истребителей со штурмовиками необходимо устанавливать два-три сигнала, имеющих следующее значение:

«Прибыл для встречи с вами, вылетайте» .

«Истребители взлетают на сопровождение вас» .

«Истребители вас сопровождать не будут» Ведущий группы штурмовиков дает свой опознавательный сигнал: «Я свой самолет»

Ведущий группы истребителей после сбора передает сигнал по радио «Я готов, ложусь на маршрут».

Независимо от подачи этих сигналов, после взлета всех истребителей, ведущий группы, выходя вперед ведущего штурмовиков, покачиванием с крыла на крыло, дает сигнал: «Сбор группы закончен, можно следовать на цель».

Ведущий группы штурмовиков ложится на курс только после того, как убедится, что сбор группы закончен, и дает команду по радио «Ложись на маршрут».

11. В зависимости от метеорологических условий, чтобы избежать излишних потерь своих истребителей от ружейно-пулеметного огня противника, взаимодействие штурмовиков с истребителями должно организовываться следующим образом:

– при облачности от 600 м и выше истребители сопровождают штурмовиков на цель и обратно;

– при облачности от 200 до 600 м истребители сопровождают штурмовиков до линии фронта, где в заранее назначенной зоне ожидания выжидают возвращения штурмовиков, откуда и сопровождают их обратно к аэродрому;

– при облачности не менее 200 м штурмовики следуют на цель самостоятельно.

12. При встрече с истребителями противника взаимодействие должно быть построено следующим образом:

– при равном соотношении сил истребителей штурмовики продолжают свой полет или выполняют боевую задачу, внимательно наблюдая на воздушной обстановкой;

– при численном перевесе сил противника штурмовики обязаны оказывать помощь своим истребителям методом построения оборонительного круга или полета «змейкой».

Помощь своим истребителям оказывается путем отсечения огнем атак противника от наших истребителей, которые в этом случае выходы из атак производят впереди штурмовиков, становясь под защиту их огня, а последние отворотами или коротким вертикальным маневром отсечным огнем вынуждают противника к прекращению атаки или уничтожают его.

13. При получении сигнала штурмовиков об окончании ими атаки, в условиях противодействия истребительной авиации противника, истребители прикрытия обязаны обеспечить выход из боя и отрыв наших штурмовиков от истребителей противника путем активизации своих действий и привлечения внимания и действий противника на себя.

14. При действиях по аэродромам противника и районам, прикрытым его истребительной авиацией, а также и в других сложных условиях работы взаимодействие штурмовиков с истребителями может иметь разнообразный характер.

При действиях по аэродромам, особенно истребительной авиации противника, истребители взаимодействия должны активно участвовать в выполнении задачи штурмовиков, уничтожая материальную часть противника.

Для этих случаев истребители взаимодействия за счет выделения специальной группы или использования группы главных сил – высылкой ее с маршрута – могут наносить упреждающие удары для уничтожения или сковывания в воздухе и на земле дежурных самолетов. Упреждающий удар наносится за 2-3 минуты до появления штурмовиков.

При действиях по районам прикрытия истребительной авиации противника иногда будет необходимо выделять специальную группу истребителей для выхода их в район цели за 5-10 минут до появления штурмовиков, с задачей сковать боем или выманить истребителей противника из заданного района боя и обеспечить этим успешность действий штурмовиков.

Подобная группа истребителей при недостаточности сил может быть выделена за счет группы главных сил, и в этом случае сопровождение штурмовиков достаточно будет ограничить одной группой непосредственного прикрытия.

При эшелонировании и непрерывных действиях штурмовиков на поле боя в заданном определенном районе будет целесообразно прикрывать штурмовики патрулированием наших истребителей для вытеснения из этого района истребительной авиации противника в период действий штурмовиков.

В этом случае наши истребители должны знать время и район действия штурмовиков, а также и высоту и метод атак, чтобы соответственно этому строить свой порядок прикрытия района.

При таком способе взаимодействия наши истребители должны иметь в виду, что истребители противника, помимо возможных атак наших штурмовиков на поле боя, будут пытаться атаковывать штурмовиков по окончании ими атаки методом преследования на обратном маршруте.

Поэтому взаимодействующие истребители обязаны не допускать преследования противником наших штурмовиков путем сопровождения последних из района боя до рубежа, откуда будет обеспечена безопасность их дальнейшего полета. Для таких случаев рекомендуется устанавливать «ворота» для пролета штурмовиков обратно. Установленные «ворота» обеспечивать патрулированием на заданной высоте наших истребителей для борьбы с истребителями противника.

При обеспечении района боя методом прикрытия нашими истребителями большое значение, помощь в поиске и наведении истребительной авиации противника может оказать радиостанция наведения с выделением для работы на ней тактически грамотного офицера.

Радиостанция наведения устанавливается вблизи линии фронта с расчетом хорошего наблюдения воздушной обстановки над полем боя.

15. Для успеха взаимодействия штурмовиков с истребителями большое значение имеет хорошо налаженная между ними радиосвязь.

Штурмовики обязательно информируют сопровождающих истребителей по радио об атаке целей, окончании атаки и выходе из боя, изменении маршрута или высоты полета.

В случае потери истребителями своих штурмовиков ведущий последних по радио сообщает им свое местонахождение и курс.

16. Для оценки работы истребителей прикрытия и исправления недочетов в их работе ведущий группы штурмовиков обязан в каждом случае совместного с истребителями вылета докладывать оценку и недостатки в действиях истребителей, что отмечается в боевых донесениях и оперативных сводках авиачастей и авиасоединений.


Начальник штаба 3-го штурмового авиакорпуса

гвардии полковник ПИТЕРСКИХ


Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 7


©AirPages
2003-