Авиация Второй мировой |
Указанияпо наведению самолетов на цель наземными войсками при действиях их в ночных условияхот 14 августа 1943 г.УКАЗАНИЯ ПО НАВЕДЕНИЮ САМОЛЕТОВ НА ЦЕЛЬ НАЗЕМНЫМИ ВОЙСКАМИ ПРИ ДЕЙСТВИИ ИХ В НОЧНЫХ УСЛОВИЯХ Ночные бомбардировочные действия нашей авиации по целям в тактической глубине обороны противника хотя и занимают видное место в боевых действиях войск, тем не менее удары ее из-за трудностей отыскания целей часто бывают неэффективны. Указанное подтверждается нашими наземными войсками и пленными. Опыт наведения и показа целей самолетам ночью наземными войсками при помощи трассирующих, зажигательных, дымогорящих снарядов, а также и трассирующих пуль из автоматического пехотного оружия, примененный на участке 18-й армии, показал, что эти мероприятия при должном к ним отношении могут значительно улучшить качество работы ночной бомбардировочной авиации и повысить ее эффективность. Для поднятия эффективности бомбардировочной авиации по целям в тактической зоне обороны противника полученный ценный опыт 18-й армии по данному вопросу использовать и при практическом осуществлении указанных мероприятии штабам армий и штабу воздушной армии руководствоваться нижеследующим: 1. Боевые задачи ночной бомбардировочной авиации определяются командующим фронтом или командующими армиями. Последние во всех случаях утверждаются командующим фронтом. Доведение намеченных задач до исполнителей штабу воздушной армии производить с таким расчетом, чтобы авиачасти ночной авиации знали их не позднее 16.00-17.00 каждого дня. К указанному времени доводит задачи авиации штаб фронта до штабов армий. 2. С получением боевых задач ночной авиации начальник авиаотдела армии с представителем воздушной армии и начальником штаба артиллерии армии разрабатывают план и организуют целеуказание на участке ее действия. В плане предусматривать место постов наведения, цели для бомбометания, которые данный пост будет показывать, выделенные огневые средства для показа целей, организацию связи поста наведения с выделенными огневыми средствами и самолетами и порядок показа целей в каждом отдельном случае. Разработанный план утверждается начальником штаба армии. 3. Связь поста наведения с самолетом и обратно практиковать сигнальными ракетами, а при наличии у самолетов и поста наведения радиостанций и по радио. Постами наведения может быть использовано для связи с самолетом и электро «Т». 4. Наведение самолетов на цель предусматривать: а) посредством трассирующих снарядов, трассы которых, как показал опыт, при любых условиях с воздуха хорошо заметны; б) при помощи стрелы (обозначенной огнем костров или фонарей «летучая мышь») длиной до 10 м, устанавливаемой в 2-3 км от переднего края (для четкого обозначения стрелы последняя обставляется щитами); в) при использовании электро «Т» (перекладной в сторону цели или наводящего орудия). 5. Показ целей организуется для легкобомбардировочной авиации – самолетов По-2 и осуществляется при помощи зажигательных, дымогорящих снарядов, снарядов фугасного действия и трассирующих пуль из автоматического пехотного оружия. Вследствие малой бомбовой нагрузки самолетов По-2 одна и та же цель бомбится несколькими самолетами. Так как большой расход снарядов для показа цели каждому самолету себя не оправдывает, артиллерии обозначать цель один раз. Дальнейшее обозначение цели поддерживается самими самолетами бомбами ЗАБ-100-40 с горящей жидкостью. Показ трассирующим огнем из автоматического оружия рекомендуется для целей в непосредственной близости от переднего края (600-800 м). Обозначаться они должны перекрестием трасс одного цвета. Данный способ может быть использован при показе скоплений войск противника, ДОТ и ДЗОТ. Площадь для бомбометания обозначается комбинированным способом вплоть до ракет. Факты | Документы | Моторы | Асы | РТЭ и РЛЭ | Сборник №7 Сборник 7 | 1942.10 | 1942.10.19 | 1943.03.07 | 1943.04.12 | 1943.05.21 | 1943.05.28 | 1943.07.14 | 1943.07 | 1943.08.14 | 1943.09.23 | 1943.весна | 1943.декабрь | 1943.12.29 | 1944 | 1944 | 1944.04.06 | 1944.05.29 | 1944.06 | 1944.06.08 | 1944.06.11 | 1944.06.13 | 1944.12.26 | 1945.01.12 | 1945.02 | 1945.02 | ПВО 1942.04.16 | 1942.04.30 | 1943.01.27 | 1943.09.01 | 1943 | 1944.01.07 | 1944.06.24 | 1945.04.04 | |
6, При организации целеуказаний для самолетов По-2 практиковать следующий порядок: а) Первый самолет вылетает с бомбами ЗАБ-100-40. Самолет, придя в район поста наведения, производит вираж и дает установленную сигнальную ракету «Покажи цель». б) Пост наведения, приняв сигнал, дает ответный сигнал: «Начинаю показ цели». в) После получения сигнала поста наведения самолет ложится с примерным курсом к условленному месту расположения взаимодействующего орудия, которое дает два-три выстрела трассирующими снарядами с интервалами между выстрелами 40-50 секунд; по стволу стреляющего орудия к цели самолет ложится на боевой курс. г) Наводящее орудие после стрельбы трассирующими снарядами примерно ко времени подхода самолета к цели дает 3-5 снарядов зажигательных, дымогорящих или фугасного действии темпом беглого огня. д) Экипаж самолета, пользуясь боковым прицелом, сбрасывает бомбы по обозначенной цели. Образовавшееся горение от разрывов сброшенных бомб ЗАБ-100-40 будет давать возможность последовательно идущим самолетам с интервалом 2-3 м производить прицельное бомбардирование намеченной цели. Продолжительность горения ЗАБ-100-40–30 – 45 минут. Для поддержания обозначенной цели в течение всего периода действий по ней штабу авиации периодически, через 3-5 самолетов, выпускать самолет с бомбовой зарядкой ЗАБ-100-40. Так поступать по каждой цели, намеченной для бомбометания. е) Бомбить более двух раз с одного направления запрещается. 7. Наведение самолетов, идущих вслед за первым, может производиться, помимо ЗАБ-100-40, выброшенными первым самолетом, также прожектором, который периодически, через равные промежутки времени, должен класть луч в направлении цели. Указанное даст возможность легко выходить в район расположения поста наведения, ложиться на боевой курс и выходить на обозначенную первым самолетом цель. Прожектор должен держаться в районе поста наведения. 8. Считать наилучшей высотой для эффективного бомбометания в лунную ночь 1200-1500 м и безлунную – от 1000 до 800 м. Подход самолета к цели производить на высоте, несколько большей, после чего самолет приглушает мотор и планирует до высоты бомбометания. Для точного бомбометания необходимо делать над целью 2-3 захода, второй и последующие заходы делать, уходя в глубь территории противника. Для предотвращения поражения огнем зенитной артиллерии разворот над целью делать не рекомендуется. Бомбометание в ночное время на высоте 2500-2600 м малоэффективно, а потому может применяться лишь в случае большого насыщения тактической глубины средствами ПВО противника. 9. При наличии у противника зенитной артиллерии средних калибров, МЗА и прожекторов командующему артиллерией армии выделять специальные батареи для подавления средств ПВО, которые должны быть готовы к действиям при подходе самолета к цели, во время его нахождения и ухода от цели. Одновременно экипажи используют и противозенитный маневр. 10. Летному составу ночных бомбардировщиков при вылетах знать место поста наведения, установленные сигналы для связи и принятый способ наведения и показа целей. Посту наведения иметь график вылетов самолетов и четко знать порядок показа целей. Войскам в районе действий авиации знать начало и конец работы. Представителям штаба авиации следить за действиями и о всех недочетах и положительных сторонах докладывать начальнику штаба армии и командиру своей части. Начальник штаба Северо-Кавказского фронта
Начальник оперативного отдела |