Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Интересные факты Факты Документы Моторы Асы РТЭ и РЛЭ Сборник №7 Сборник 7 1942.10 1942.10.19 1943.03.07 1943.04.12 1943.05.21 1943.05.28 1943.07.14 1943.07 1943.08.14 1943.09.23 1943.весна 1943.декабрь 1943.12.29 1944 1944 1944.04.06 1944.05.29 1944.06 1944.06.08 1944.06.11 1944.06.13 1944.12.26 1945.01.12 1945.02 1945.02 ПВО 1942.04.16 1942.04.30 1943.01.27 1943.09.01 1943 1944.01.07 1944.06.24 1945.04.04

Указания

по наведению самолетов на цель наземными войсками при действиях их в ночных условиях

от 14 августа 1943 г.

УКАЗАНИЯ

ПО НАВЕДЕНИЮ САМОЛЕТОВ НА ЦЕЛЬ НАЗЕМНЫМИ ВОЙСКАМИ ПРИ ДЕЙСТВИИ ИХ В НОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Ночные бомбардировочные действия нашей авиации по целям в тактической глубине обороны противника хотя и занимают видное место в боевых действиях войск, тем не менее удары ее из-за трудностей отыскания целей часто бывают неэффективны.

Указанное подтверждается нашими наземными войсками и пленными.

Опыт наведения и показа целей самолетам ночью наземными войсками при помощи трассирующих, зажигательных, дымогорящих снарядов, а также и трассирующих пуль из автоматического пехотного оружия, примененный на участке 18-й армии, показал, что эти мероприятия при должном к ним отношении могут значительно улучшить качество работы ночной бомбардировочной авиации и повысить ее эффективность.

Для поднятия эффективности бомбардировочной авиации по целям в тактической зоне обороны противника полученный ценный опыт 18-й армии по данному вопросу использовать и при практическом осуществлении указанных мероприятии штабам армий и штабу воздушной армии руководствоваться нижеследующим:

1. Боевые задачи ночной бомбардировочной авиации определяются командующим фронтом или командующими армиями. Последние во всех случаях утверждаются командующим фронтом. Доведение намеченных задач до исполнителей штабу воздушной армии производить с таким расчетом, чтобы авиачасти ночной авиации знали их не позднее 16.00-17.00 каждого дня. К указанному времени доводит задачи авиации штаб фронта до штабов армий.

2. С получением боевых задач ночной авиации начальник авиаотдела армии с представителем воздушной армии и начальником штаба артиллерии армии разрабатывают план и организуют целеуказание на участке ее действия. В плане предусматривать место постов наведения, цели для бомбометания, которые данный пост будет показывать, выделенные огневые средства для показа целей, организацию связи поста наведения с выделенными огневыми средствами и самолетами и порядок показа целей в каждом отдельном случае. Разработанный план утверждается начальником штаба армии.

3. Связь поста наведения с самолетом и обратно практиковать сигнальными ракетами, а при наличии у самолетов и поста наведения радиостанций и по радио. Постами наведения может быть использовано для связи с самолетом и электро «Т».

4. Наведение самолетов на цель предусматривать:

а) посредством трассирующих снарядов, трассы которых, как показал опыт, при любых условиях с воздуха хорошо заметны;

б) при помощи стрелы (обозначенной огнем костров или фонарей «летучая мышь») длиной до 10 м, устанавливаемой в 2-3 км от переднего края (для четкого обозначения стрелы последняя обставляется щитами);

в) при использовании электро «Т» (перекладной в сторону цели или наводящего орудия).

5. Показ целей организуется для легкобомбардировочной авиации – самолетов По-2 и осуществляется при помощи зажигательных, дымогорящих снарядов, снарядов фугасного действия и трассирующих пуль из автоматического пехотного оружия. Вследствие малой бомбовой нагрузки самолетов По-2 одна и та же цель бомбится несколькими самолетами. Так как большой расход снарядов для показа цели каждому самолету себя не оправдывает, артиллерии обозначать цель один раз.

Дальнейшее обозначение цели поддерживается самими самолетами бомбами ЗАБ-100-40 с горящей жидкостью. Показ трассирующим огнем из автоматического оружия рекомендуется для целей в непосредственной близости от переднего края (600-800 м). Обозначаться они должны перекрестием трасс одного цвета. Данный способ может быть использован при показе скоплений войск противника, ДОТ и ДЗОТ. Площадь для бомбометания обозначается комбинированным способом вплоть до ракет.

6, При организации целеуказаний для самолетов По-2 практиковать следующий порядок:

а) Первый самолет вылетает с бомбами ЗАБ-100-40. Самолет, придя в район поста наведения, производит вираж и дает установленную сигнальную ракету «Покажи цель».

б) Пост наведения, приняв сигнал, дает ответный сигнал: «Начинаю показ цели».

в) После получения сигнала поста наведения самолет ложится с примерным курсом к условленному месту расположения взаимодействующего орудия, которое дает два-три выстрела трассирующими снарядами с интервалами между выстрелами 40-50 секунд; по стволу стреляющего орудия к цели самолет ложится на боевой курс.

г) Наводящее орудие после стрельбы трассирующими снарядами примерно ко времени подхода самолета к цели дает 3-5 снарядов зажигательных, дымогорящих или фугасного действии темпом беглого огня.

д) Экипаж самолета, пользуясь боковым прицелом, сбрасывает бомбы по обозначенной цели. Образовавшееся горение от разрывов сброшенных бомб ЗАБ-100-40 будет давать возможность последовательно идущим самолетам с интервалом 2-3 м производить прицельное бомбардирование намеченной цели. Продолжительность горения ЗАБ-100-40–30 – 45 минут. Для поддержания обозначенной цели в течение всего периода действий по ней штабу авиации периодически, через 3-5 самолетов, выпускать самолет с бомбовой зарядкой ЗАБ-100-40. Так поступать по каждой цели, намеченной для бомбометания.

е) Бомбить более двух раз с одного направления запрещается.

7. Наведение самолетов, идущих вслед за первым, может производиться, помимо ЗАБ-100-40, выброшенными первым самолетом, также прожектором, который периодически, через равные промежутки времени, должен класть луч в направлении цели.

Указанное даст возможность легко выходить в район расположения поста наведения, ложиться на боевой курс и выходить на обозначенную первым самолетом цель. Прожектор должен держаться в районе поста наведения.

8. Считать наилучшей высотой для эффективного бомбометания в лунную ночь 1200-1500 м и безлунную – от 1000 до 800 м. Подход самолета к цели производить на высоте, несколько большей, после чего самолет приглушает мотор и планирует до высоты бомбометания. Для точного бомбометания необходимо делать над целью 2-3 захода, второй и последующие заходы делать, уходя в глубь территории противника.

Для предотвращения поражения огнем зенитной артиллерии разворот над целью делать не рекомендуется. Бомбометание в ночное время на высоте 2500-2600 м малоэффективно, а потому может применяться лишь в случае большого насыщения тактической глубины средствами ПВО противника.

9. При наличии у противника зенитной артиллерии средних калибров, МЗА и прожекторов командующему артиллерией армии выделять специальные батареи для подавления средств ПВО, которые должны быть готовы к действиям при подходе самолета к цели, во время его нахождения и ухода от цели. Одновременно экипажи используют и противозенитный маневр.

10. Летному составу ночных бомбардировщиков при вылетах знать место поста наведения, установленные сигналы для связи и принятый способ наведения и показа целей.

Посту наведения иметь график вылетов самолетов и четко знать порядок показа целей. Войскам в районе действий авиации знать начало и конец работы.

Представителям штаба авиации следить за действиями и о всех недочетах и положительных сторонах докладывать начальнику штаба армии и командиру своей части.

Начальник штаба Северо-Кавказского фронта
гвардии генерал-майор ЛАСКИН

Начальник оперативного отдела

генерал-майор КОТОВ


Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 7


©AirPages
2003-