Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Интересные факты Факты Документы Моторы Асы РТЭ и РЛЭ Сборник №7 Сборник 7 1942.10 1942.10.19 1943.03.07 1943.04.12 1943.05.21 1943.05.28 1943.07.14 1943.07 1943.08.14 1943.09.23 1943.весна 1943.декабрь 1943.12.29 1944 1944 1944.04.06 1944.05.29 1944.06 1944.06.08 1944.06.11 1944.06.13 1944.12.26 1945.01.12 1945.02 1945.02 ПВО 1942.04.16 1942.04.30 1943.01.27 1943.09.01 1943 1944.01.07 1944.06.24 1945.04.04

ПРИКАЗ

об итогах боевых действий авиации армии в Витебской операции и дальнейших задачах армии

от 29 декабря 1943 г.

ПРИКАЗ

3-й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ

№ 0532

29 декабря 1943 г.

Действующая Армия.

В период с 15 по 20 декабря 1943 г. войска 1-го Прибалтийского фронта, перейдя в наступление прошв немецко-фашистских войск в районе южнее Невель, прорвали сильно укрепленную оборонительную полосу противника протяжением по фронту 80 км и в глубину до 30 км.

За 5 дней наступательных боев войсками фронта освобождено более 500 населенных пунктов. В боях разгромлены 87, 129 и 211 пехотные дивизии, 20 танковая дивизия и несколько охранных частей противника.

Уничтожено: 69 танков, 164 орудия, 124 минометов, 586 пулеметов, 760 автомашин и 16 складов.

Противник оставил на поле боя убитыми более 20 000 солдат и офицеров, нашими войсками взяты большие трофеи и около 2 000 пленных.

Авиачасти 3-й воздушной армии, взаимодействовавшие с войсками фронта в продолжение всей операции, оказывали наземным войскам существенную поддержку, обеспечив ее успешное завершение. Плохая погода, характеризовавшаяся низкой облачностью, заставляла авиачасти армии действовать на малых высотах в условиях сильного противодействия с земли, а своеобразная конфигурация фронта требовала продолжительного пребывания наших самолетов над территорией противника.

Несмотря на это, авиачасти армии успешно выполнили свою задачу: за пять дней было произведено 1767 самолето-вылетов, из них штурмовиками – 736, истребителями – 1031.

В результате боевых действий было уничтожено и повреждено: танков 10, автомашин 560, орудий 50, минометов 10, складов 10, рассеяно и частично уничтожено до 1600 солдат и офицеров.

В воздушных боях сбито 47 самолетов противника. Наши потери 31 самолет, их них: штурмовиков 16, истребителей 15, что составляет 57 самолето-вылетов на один потерянный самолет.

Действия штурмовой авиации

Особую роль в успешном выполнении задач по обеспечению боевых действий войск фронта сыграла штурмовая авиация, которая в первый период операции сосредоточенным ударом по обороне противника обеспечила успешный ее прорыв наземными войсками.

В ходе операции, когда противник под угрозой окружения начал отход, стремясь спасти от разгрома свою группировку, штурмовая авиация последовательными ударами по коммуникациям противника воспрепятствовала отходу, уничтожая живую силу и технику, чем обеспечила разгром 87, 129, 211 пехотных дивизий и 20 танковой дивизии противника и содействовала успешному продвижению наших войск.

Верховный Главнокомандующий высоко оценил боевые действия штурмовых авиачастей 3-й воздушной армии, представил к награждению орденом Красного Знамени авиадивизию полковника Кучма и полковника Кожемякина и орденом Суворова II степени авиаполк подполковника Заклепа.

Наряду с успешным выполнением штурмовой авиацией своих задач, в ходе боевых действий был отмечен ряд недостатков, устранение которых повысит эффективность действий штурмовиков и уменьшит потери. Такими недостатками были:

1. Недостаточная штурманская подготовка экипажей штурмовиков, особенно в частях 3-го штурмового авиакорпуса, в результате чего некоторые экипажи и группы теряли детальную ориентировку и действовали не по заданным целям. Даже был случай, когда пара Ил-2 13 декабря 1943 г. сбросила бомбы в расположение наших войск.

2. В отдельных случаях группы штурмовиков неэффективно использовали свое вооружение, производили залповое бомбометание и пушечно-пулеметную стрельбу почти с горизонтального полета.

3. При нападении истребителей противника штурмовики не всегда вели активную оборону. В ряде случаев при нападении истребителей штурмовики пытались, прижимаясь к земле, уходить от них.

Этим самым нарушался боевой порядок, отдельные экипажи отставали и тем самым затрудняли работу истребителей прикрытия и несли излишние потери.

Действия истребительной авиации

Истребительная авиация в ходе операции в основном свои задачи выполнила, обеспечив боевые действия наземных войск и штурмовой авиации, однако в ходе операции в боевых действиях истребителей был отмечен ряд существенных недостатков:

1. В ряде случаев группы истребителей, имея задачу на прикрытие боевых порядков войск в определенном районе, не держались указанного района, а уходили в глубь нашей территории, прикрывая этим самым только тылы и вторые эшелоны войск.

2. Некоторый группы истребителей вместо того, чтобы выполнять свою основную функцию – уничтожение бомбардировщиков, увлекались боем с отдельными истребителями противника и оставляли войска неприкрытыми.

3. Имел место случай недостойного поведения группы 8 Ла-5 32 гв. истребительного авиаполка, которая уклонилась от боя с группой 34 Хе-111 под прикрытием 4 истребителей, что дало возможность бомбардировщикам противника сбросить бомбы на переправу, и только после неоднократных команд с ВПУ группа 32 гв. истребительного авиаполка атаковала бомбардировщиков противника при уходе последних от цели.

4. Дисциплина в воздухе слабая. Ведомые плохо слушаются командира группы, а командиры не стремятся поддерживать порядок и дисциплину в группе. Вместо того, чтобы давать по радио четкие энергичные команды, командиры групп иногда издают какие-то истерические выкрики или неопределенные длинные невнятные указания и замечания. Продолжает иметь место в воздухе излишняя болтовня и употребление нецензурных слов.

Успешному выполнению авиацией своих задач во многом способствовала правильно организованная система взаимодействия авиации с наземными войсками, проверенная на ряде ранее успешно проведенных наступательных операций и имевшая большое значение в последней операции.

Успешное взаимодействие было достигнуто благодаря:

а) ясному пониманию общей задачи, выполнявшейся авиацией и наземными войсками;

б) тщательной отработке и согласованности действий по срокам, рубежам и объектам;

в) установлению непрерывной и бесперебойной связи штабом общевойскового соединения, действующего на главном направлении, со штабом воздушной армии;

г) хорошо организованной и своевременной взаимной информации о всех изменениях обстановки и предполагаемых действий;

д) хорошо организованному обозначению наземными войсками своего переднего края.

Для осуществления такого взаимодействия на КП общевойскового командира каждого операционного направления был организован ВПУ для управления авиацией на поле боя.

На главном направлении организовывался ВПУ воздушной армии, на остальных направлениях – или ВПУ 3 ВА или ВПУ авиасоединений.

При организации ВПУ воздушной армии не исключается необходимость на этом же направлении организации ВПУ авиасоединений, которые взаимодействуют с наземными войсками этого направления.

Одновременно в общевойсковые соединения, в интересах которых действовала авиация, были высланы авиационные представители со следующими задачами:

а) следить за наземной и воздушной обстановкой и своевременно информировать командира авиасоединения, действующего на данном направлении;

б) информировать общевойскового командира о воздушной обстановке, получая данные от своего авиационного штаба;

в) получать от наземного командира заявку на действия авиации и передавать ее авиационному командиру;

г) контролировать работу своей авиации.

Эта система дала возможность тесно увязывать действия авиации с действиями наземных войск, подправлять и корректировать действия штурмовой авиации, управлять истребительной авиацией и наблюдать за их боевой работай. В ходе боевых действий выявился ряд положительных и отрицательных сторон в управлении штурмовой и истребительной авиацией.

Управление истребительной авиацией

1. По взаимодействию видов авиации истребительные авиасоединения с задачей по обеспечению действий штурмовой авиации справились.

При действиях на поле боя управление истребительной авиацией осуществлялось при помощи радиостанции управления и наведения с ВПУ.

2. Правильная организация ВПУ дала возможность командиру 3 гв. истребительной авиадивизии гвардии полковнику Ухову при появлении группы Ил-2 без прикрытия прикрыть их истребителями, патрулировавшими над полем боя, пользуясь тем, что наши войска не подергались нападению противника с воздуха.

Наряду с этим был допущен ряд недостатков, которые снижали эффективность боевой работы истребителей:

а) вызов истребителей с ВПУ производился через штаб 3 га. истребительной авиадивизии, хотя ВПУ имел возможность этот вызов давать непосредственно на аэродромы, что значительно уменьшило бы время с момента вызова до прихода истребителей;

б) весьма недостаточное, а порой неумелое, использование установки «Редут» не дало возможности перейти к прикрытию войск дежурством на земле.

Управление штурмовой авиацией

Управление штурмовой авиацией в период операции значительно улучшилось и производилось с ВПУ, организованного на главном направлении.

Необходимо отметить следующие положительные стороны:

1. Боевые действия штурмовиков находились под непрерывным наблюдением командиров авиачастей и авиасоединений непосредственно на поле боя.

2. Группы штурмовиков заблаговременно вступали в связь с радиостанцией наведения, что обеспечило своевременное предупреждение штурмовиков о воздушной обстановке, метеорологических условиях и возможность производить донацеливание, исходя из обстановки.

3. Радиостанция наведения штурмовиков добивалась правильного сохранения боевого порядка штурмовиков и прикрывающих их истребителей, а поддерживая связь с радиостанцией наведения истребителей, подчас привлекала для прикрытия штурмовиков истребителей, патрулировавших над полем боя.

К недостаткам управления штурмовой авиацией следует отнести:

а) радиостанций наведения 3 ШАК недостаточно информировала штурмовиков о месте их нахождения с целью предупреждения ударов по своим войскам;

б) командиры штурмовых авиасоединений не организовали полноценного ВПУ при КП командующих наземными армиями, в результате чего они не участвовали непосредственно в организации взаимодействия своих соединений с наземными войсками, действующими на главном направлении.

Не было достаточного контроля за выделяемыми на ВПУ и в сеть наведения радиостанциями.

Вопросы материально-технического обслуживания ВПУ не были организационно оформлены, что создавало ряд трудностей в работе.

Начальники авиаотделов наземных армии не выполняют еще полностью своих функций, изложенных в указаниях командующим фронтом, что вынуждало штаб воздушной армии высылать своих представителей в наземные армии для организации взаимодействия.

Для закрепления достигнутых успехов и устранения недостатков

ПРИКАЗЫВАЮ:

I. Организацию взаимодействия с наземными войсками в наступательных операциях и управлении авиацией на поле боя строить в соответствии с инструкцией по организации ВПУ начальника Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС Красной Армии с дополнением следующих положений:

1. В тех случаях, когда наземную армию или отдельно действующие соединения, выполняющие самостоятельную задачу, поддерживает одно авиационное соединение, командиру авиасоединения организовывать на КП командира наземного соединение ВПУ, состав которого должен:

а) следить за наземной и воздушной обстановкой и своевременно информировать подчиненные авиачасти, штаб авиасоединения и командующего воздушной армией;

б) информировать наземного командира о воздушной обстановке;

в) составлять в соответствии с задачей, поставленной наземным командиром, план взаимодействия авиасоединения с наземными войсками и представлять его на утверждение командующему воздушной армией;

г) вызывать в течение дня, в зависимости от обстановки, авиацию на поле боя;

д) управлять своими авиачастями и контролировать их действия на поле боя.

Командирам авиационных соединений, действующим в интересах наземных армий, высылать в крупные соединения (ск, кк, тк) своих офицеров связи, которые должны:

– докладывать на ВПУ о наземной и воздушной обстановке и действиях своих самолетов на поле боя;

– передавать заявки на вызов авиации на поле боя.

Офицерам связи авиасоединений пользоваться средствами связи наземных армий. В подвижные соединения засылать опытных офицеров штаба с радиостанциями наведения.

2. В случаях, когти в интересах одной наземной армии действует группа авиационных частей и соединений воздушной армии, на НП командующего наземной армией организовывать ВПУ, составу которого выполнять следующие задачи:

а) совместно со штабом наземной армии разрабатывать план боевых действий, в котором увязывать действия авиации с действиями родов войск по этапам боя;

б) организовать через штаб наземной армии систему обозначения войсками своего переднего края и целеуказания и контролировать эту систему;

в) собирать сведения о наземной и воздушной обстановке и информировать штаб воздушной армии и авиасоединения;

г) через ВПУ командиров авиадивизий и авиакорпусов, а при отсутствии своими средствами управлять авиацией над полем боя, обеспечивая наведение, целеуказание и перенацеливание ее а зависимости об обстановки;

д) вести контроль за боевой работой авиации на поле боя, координировать и организовывать взаимодействие видов авиации;

е) через ВПУ командиров авиадивизий или своими средствами производить вызов авиации на поле боя.

Командирам авиасоединений, действующим на данном направлении, организовывать в районе ВПУ воздушной армии свои ВПУ, откуда и управлять своими частями.

3. В случае одновременного применения авиации на главном и вспомогательном направлениях на каждом из них организовывать ВПУ воздушной армии, а также ВПУ авиасоединений, действующих на данном направлении.

II. Командирам штурмовых авиационных частей и соединений:

1. Организовать активное противодействие истребителям противника путем внедрения в боевую работу штурмовиков тактики бомбардировочной авиации в ведении воздушного боя с полним использованием стрелкового вооружения самолета Ил-2.

2. В плохих метеорологических условиях при отсутствии возможности сопровождения штурмовиков истребителями до цели и обратно боевые действия штурмовиков организовать группами по 4 самолета, в плотных строях создающих возможность организации взаимной огневой поддержки для отражения атак истребителей противника.

3. Во всех случаях стремиться организовать помощь самолетам в детальной ориентировке путем ориентирования самолетов в воздухе – о месте их нахождения с помощью радиостанции наведения.

III. Командирам истребительных авиационных частей и соединений:

1. Прикрытие своих войск производить при высоте 200 м и выше.

2. Прикрытие штурмовиков при высоте 400 м и выше производить до цели и обратно. При высоте менее 400 м прикрытие производить непосредственным сопровождением до линии фронта; кроме того, в районе действий штурмовиков до их прихода очищать воздух от истребителей противника путем высылки мелких групп истребителей, способных действовать на малых высотах.

3. Искоренить из практики боевой работы истребителей случаи уклонения от воздушного боя с бомбардировщиками противника.

4. Повысить дисциплину в воздухе, добиться от командиров групп подачи четких и коротких сигналов и команд.

IV. Всем командирам авиационных частей и соединений при организации ВПУ, определении его задач, состава и выделяемых средств руководствоваться настоящим приказом.

V. Командирам авиационных соединений и частей категорически требовать строжайшего соблюдения радиодисциплины в сети наведения наземными радиостанциями и летным составом.

Начальнику войск связи организовать контроль за сетью наведения и о всех нарушениях докладывать мне.

VI. При использовании установки «Редут» строго придерживаться утвержденной мною инструкции по использованию установки «Редут».

VII. Для обобщения опыта, вскрытия положительных сторон и устранения имевшихся недостатков провести в первой половине января совещание начальников авиаотделов наземных армий, на котором заслушать их доклады о работе за период операции, проверять выполнение указаний фронта и дать необходимые указания на последующий этап боевой работы.

Приказ изучить со всем личным составом и штабами авиационных частей и соединений.


Командующий 3-й воздушной армией

генерал-лейтенант авиации ПАПИВИН

Начальник штаба 3-й воздушной армии

генерал-майор авиации ДАГАЕВ


Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 7


©AirPages
2003-