Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Периодика ВОВ Советская Сибирь Британский союзник ВВФ Аббревиатуры
Британский союзник

400 километров за 3 недели

На прошлой неделе были опубликованы некоторое подробности наступления британских войск, прошедших за три недели 400 километров от Нормандии к голландской границе.

Наступление началось ударом британских бронетанковых сил, опиравшихся на плацдарм в Нормандии.

Выйдя к Сене, британские войска сосредоточились у Вернона и здесь переправились через реку. В ночь на 27 августа на восточном берегу Сены был создан прочный плацдарм.

Танки вязли в грязи на полях и были вынуждены двигаться только по дорогам. Однако 31 августа наши танковые части прошли уже 70 километров. После взятия Амьена наступавшие бронетанковые войска делали в течение шести дней в среднем по 60 километров ежедневно. При занятии Брюсселя немцы фактически не оказали сопротивления.

Подразделения 11-й британской бронетанковой дивизии в последнем броске Брюсселю прошли за 13 часов 120 километров.

8 сентября колонна канадских танков повернула налево, захватила Остенде и затем приступила к созданию плацдарма за Гентским каналом.

Другая колонна овладела Антверпеном и перерезала сухопутные линии отхода немецких войск, расположенные к западу от реки Шельды.

Авиация союзников атаковала баржи и буксиры, с помощью которых противник пытался пересечь Шельду близ ее устья. Эффект атак «Тайфунов», снабженных ракетными установками, был настолько велик, что его можно сравнить лишь с разгромом остатков 7-й немецкой армии при переправе их через Сену.

К востоку от Антверпена британские войска создали за каналом Альберта два плацдарма — у Галя и Берингена. Здесь впервые после форсирование Сены немцы оказали действительно серьезное сопротивление. Они ставили себе целью задержать британские войска на рубеже канала на то время, пока производилась концентрация немецких войск в Голландии.

Американские плацдармы за Мозелем

Части Первой американской армии, вступившие в Бельгию из района Хирсона, 2 сентября заняли Льеж и достигли пункта, расположенного в нескольких километрах от оборонительной позиции линии «Зигфрида». На Аахенском участке фронта сопротивление противника начало усиливаться.

Далее к югу войска Третьей американской армии закрепились на восточном берегу реки Мозель в районе Меца и Нанси. Противник, используя гористую местность, оказывает здесь сильное сопротивление. На одном из плацдармов к югу от Меца временно создалась тяжелая обстановка. Американские войска попали здесь под сильный огонь замаскированных немецких фортов, которыми усеян восточный берег реки. Противнику удалось нанести тяжелый урон подразделениям, переправлявшимся на восточный берег, однако американцы удержали свой узкий плацдарм.

Тем временем Седьмая американская армия, которая по альпийским дорогам прошла за три недели 550 километров, двигалась с юга, приближаясь к важнейшему Бельфорскому проходу.

Этот проход известен в истории как один из наиболее удобных путей, ведущих в Германию. Колонна французских войск, двигаясь параллельно американцам, освободила город и важный центр коммуникаций Дижон. Передовые части армии южного фронта сомкнулись с патрулями армии северного фронта к югу от Тройе.

Количество пленных, взятых союзниками со времени высадки во Франции, к концу прошлой недели достигло 350 000 человек.

Лондонская газета «Таймс» писала:

«Бои за каналом Альберта, сражение на реке Мозель, сопротивление в районе между Безансоном и Бельфором, — все это говорит о том, что немцы пытаются задержать преследователей, выиграть время для насыщения войсками оборонительных рубежей Германии и для заполнения тех брешей в людских ресурсах и снаряжении, какие можно заполнить за тот короткий срок, который остался у немцев до возобновления наступления союзников во всей его мощи.

В настоящий момент передвижение союзных войск остается под покровом тайны. Это необходимо для того, чтобы немцы не могли догадаться о направлении нашего главного удара.

Народы союзных стран легко поймут необходимость этой меры предосторожности».

ОН СРАЖАЛСЯ В РОССИИ

Полковник Военно-воздушных сил Антони Гарфард Миллер назначен командиром базы ночных бомбардировщиков Воздушной обороны в Южной Англии.

Он имеет крест «За летные боевые заслуги» и другие британские, а также и русские ордена за командование эскадрильей самолетов «Харрикейн» на советском фронте в 1941 году.

Полковник Миллер был награжден орденом Ленина за свою работу в СССР. Ни один советский бомбардировщик из тех, которые шли под прикрытием его эскадрильи, не погиб.

Родившись в Калькутте в 1912 году, полковник Миллер в 1935 голу находился в резерве Воздушных сил и в начале войны был назначен командиром эскадрильи ночных истребителей. По возвращении из СССР он командовал лондонской городской эскадрильей истребительной авиации.

Он также ведал учебными войсковыми частями и выполнял штабные обязанности в истребительной бригаде.

БИТВА ЗА СЕНУ

Победа на Сене будет считаться одним из решающих исторических сражений. Крупная роль американцев в изменении всей стратегической обстановки во Франции заслужила полного признания, но эта битва на Сене была выиграна главным образом британскими и канадскими войсками.

Она свирепствовала в течение сорока дней. Сначала за овладение Каном, потом за переправы через Ори, наконец за Фалез, который был так существенно необходим для немцев. Но сражение имело еще одну цель, не такую очевидную, но не менее важную, чем любое территориальное завоевание в Нормандии.

Обе армии маршала Монгомери сражались для того, чтобы обеспечить американцам свободу действий. Для этого нужно было вовлечь в сражение подвижную часть армии Клюге и этим сковать ее.

Это было сделано, и прорыв был осуществлен. Мы не задаемся целью повторять события, может быть, уже устарелые в быстро меняющейся военной обстановке.

То, что произошло на Сене, можно назвать ключом к победе не только на этой реке, но также и на Рейне. Потому что конечная цель — это Рейн и Германия.

По крайней мере две союзные армии на западе движутся к границам германского государства.

Третья армия под командой Паттона, находившаяся в пути 26 дней, в тот момент, когда писались эти слова, прошла 800 километров с момента своего прорыва.

Другая союзная армия, спешно продвигающаяся от Ривьеры, прошла 480 километров за 11 дней.

***

Ни та, ни другая не замедлили своих темпов, несмотря на трудные проблемы снабжения и оборудования, в особенности танков, — проблемы, решенные благодаря поразительно четкой работе Службы снабжения, которая не отставала от наступающих войск и удовлетворяла все их нужды без задержки и замешательства.

Быстроте продвижения союзных войск много способствовала помощь Французских сил внутреннего сопротивления, которые не давали немцам возможности производить разрушения.

Но всего важнее для быстрого наступления войск генералов Паттона и Пэтча в сторону Германии была уверенность, что они встретят на своем пути только незначительное количество немецких войск. Это и было достигнуто сражением на Сене.

***

Что же дальше? Во Франции нет больше сплошного фронта. В районе Па де Кале имеется еще армия из 10—15 дивизий. Но эти дивизии не похожи на те, с которыми союзники встретились в Нормандии. Может быть, среди них есть одна или две бронетанковые, но остальные не были предназначены действовать самостоятельно, без моторизованных и бронетанковых дивизий, которые фактически были уничтожены в Нормандии.

Немцы еще имеют отряды морской пехоты и береговой обороны и дивизии, годные для позиционной войны без соответствующего моторизованного транспорта.

Все эти части лишены подвижности и находятся под угрозой с тыла.

Немецкая оборона отчасти предвидела эти обстоятельства, но не ждала ничего, кроме легко вооруженных воздушных сил в тылу.

Вскоре появились бронетанковые части генерала О'Коннор, массированная артиллерия Монгомери, и немецкие войска были отрезаны.

Какими войсками располагают немцы на своей государственной границе? Они надеются на «линию Зигфрида», ведь «линия Мажино» демонтирована. Однако союзники имеют возможность ударить по Германии во многих местах между Арденнами и Швейцарской границей на фронте в 320 километров.

Немцы располагают некоторым количеством сборных дивизий, составленных из гарнизонных частей. Некоторым частям 19-й армии на Ривьере удалось вырваться. Но и здесь очень мало вероятно, чтобы немцы смогли собрать большое количество подвижных воинских частей.

Сейчас опять наступили лунные ночи. Немцы с беспокойством ждут продолжения налетов на базы своих ночных истребителей.

Хотя немцы теоретически имеют достаточно войск, чтобы отвести нависшую над ними угрозу, их верховное командование уже не сможет вовремя их сконцентрировать в нужном месте.

***

Стратегическая картина военного положения не будет полна, если не упомянуть о спокойствии и выдержке жителей Лондона и Южной Англии, на которые было сброшено 7000 тонн «летающих бомб».

Мероприятия, связанные с пуском этих снарядов, отвлекли значительное количество немецкой живой силы и перевозочных средств, которые могли бы быть использованы в Нормандии. Нужно было защищать стартовые станции, и это, вероятно, была главная причина того, что немцы держали значительные силы на берегах Ла Манша вместо того, чтобы укреплять другие районы.

Лондон также способствовал приостановке движения 15-й немецкой армии, что сделало возможном быстрое продвижение во Франции армий Паттона и Пэтча. 30 000 жертв в результате налетов «летающих бомб» в одном только Лондоне могут сравниться с потерями самого жестокого сражения.

Вот в каких условиях шло преследование немцев войсками союзников. Трудно предсказать, где и когда оно кончится.

Но одно важное обстоятельство уже выясняется. Победа союзников заставляет фашистское командование отказываться от своих целей. Их надежда создать внутреннюю армию, чтобы продолжать сопротивление даже после окончательного поражения, становится все более сомнительной.

Потери эсэсовских дивизий во Франции, по всей вероятности, навсегда закрыли перед ними эту возможность. Им приходится мобилизовать все свои ресурсы для защиты своей границы.

ВООРУЖЕНИЕ ДЛЯ ПАРТИЗАН

Подполковник Л.В. Фрэзер

Во всех департаментах Франции действуют хорошо подготовленные батальоны французских сил внутреннего сопротивления.

Патриоты завладели Парижем, захватили города и деревни. Каким образом добились они своих блестящих побед? Полностью рассказать об этом пока еще невозможно.

Вторжение и сенсационные события, которые последовали за ним, были обдуманы много лег назад. Специальная секция Королевского Воздушного Флота давно занималась подготовкой восстания внутри страны, которое теперь так блестяще осуществилось.

Работа началась скромно. Отдельные самолеты летали на континент, сбрасывали боеприпасы, людей и возвращались на свои базы.

Бывали случаи, что во Францию переправляли на самолетах женщин и оставляли их там для выполнения каких-либо специальных заданий вместе с участниками движения сопротивления.

По мере того, как продолжалась война, работа расширялась. Вооружение и всякого рода припасы доставлялись этой «подпольной воздушной организацией» под покровом ночи и всякий раз с величайшим риском.

Самолеты британской Бомбардировочной авиации работали в тесном контакте с организацией особого назначения. Позднее к ним присоединились американские самолеты, летавшие с британских баз. Вскоре американские бомбардировщики стали играть большую роль в этих операциях.

Все сотрудники Королевского Воздушного Флота, конечно, понимали необходимость иметь хорошо организованный и опытный наземный штат, который был бы ответственен за подготовку специальных комиссий для приемки грузов, хотя доставку основных грузов пришлось отложить до того, как британские и американские летчики очистят французское небо от вражеской авиации.

С момента организации подпольного движения, в январе 1941 года до 6 июня 1944 года, в одной только Европе сброшено около 30 000 единиц груза. По мере того как день вторжения приближался, темпы работы все увеличивались. За три месяца было сброшено 30 000 единиц груза.

Были сброшены десятки тысяч винтовок, противотанковых пушек, ручных гранат, пистолетов, пулеметов и другого легкого оружия.

Общий вес продовольственных припасов и вооружения, сброшенных в течение одного месяца, доходил до 1 000 тонн.

Кроме продовольствия и оружия сбрасывались также медикаменты. Они принесли огромную пользу людям, раненых при столкновении с немецкими войсками и гестапо.

Снабжение обувью было другой серьезной проблемой для партизанских отрядов.

Кроме всякого рода предметов снабжения летчики продолжали перевозить и людей, которые постоянно информировали стороны, действующие по обеим берегам пролива, о взаимных успехах и нуждах.

Эта повседневная связь дала возможность французским партизанам вовремя и эффективно проводить свою подпольную работу в часы, предшествовавшие вторжению и в значительной мере помешать неприятелю осуществить свои оборонные мероприятия.

***

Кадры пилотов для подпольной воздушной организации готовились на специальных учебных пунктах. Направляясь к месту назначения, они не имели ни малейшего представления о работе, которая им предстоит, и потому строго хранили тайну.

Пилоты хорошо понимали, что от этого зависит жизнь тысяч отважных мужчин и женщин.

Обычно грузы сбрасывались ночью при лунном свете, но по мере того как спрос на различного рода припасы возрастал, пришлось изменить тактику. Во-первых, приближался день вторжения и нужно было во что бы то ни стало перевезти как можно больше оружия; во-вторых, агенты и патрули гестапо становились все более и более активными. Поэтому пришлось летать и в темные ночи. Это требовало тщательной подготовки. Над Британией происходили частые тренировочные полеты.

Партии, получавшие груз, были всегда наготове, От пилотов требовалось, чтобы они сразу узнавали площадки авиасигнальных постов и сбрасывали груз точно в определенное место.

В районах, где неприятель мог появиться каждую минуту после прибытия самолетов, быстрота действия решала все. Получалось как бы состязание в быстроте и смелости между пилотами и партизанами, с одной стороны, гестапо и неприятельскими патрулями — с другой.

Как бы искусно не сбрасывались грузы, всегда приходилось считаться с погодой. Меняющийся ветер, сильный туман иногда решали вопрос о судьбе груза, но партизаны всегда энергично боролись за свой груз.

Часто их отвага, терпение и выносливость побеждали. Раз они проработали 72 часа в глубоком снегу, чтобы не упустить драгоценный груз. В другой раз они достали груз, упавший на крышу завода.

5,4 - ТОННЫЕ БОМБЫ

Капитан Е. Уоткинс

Бомба весом в 5400 килограммов, которая состоит на вооружении в Королевском Воздушном Флоте,— крупнейший из метательных снарядов, применяемых всеми воздушными силами мира. Сила взрыва этой бомбы огромна.

По размерам самая большая из существующих бомб, которая при нынешних условиях может быть использована с максимальным эффектом, она с успехом применяется для специальных заданий, на которые рассчитана.

Основное назначение бомбы—разрушение районов, плотно застроенных фабриками и заводами. С ее помощью были превращены в развалины многие военные предприятия в самой Германии и в других частях оккупированной фашистами Европы.

Бомба сносит до основания все здания, расположенные в радиусе 400 метров от места взрыва, и может полностью разрушить даже самый крупный завод.

Разрушение производится исключительно взрывной волной. Оболочка бомбы сделана из тонкой стали и не рассчитана на поражение цели осколками. Бомба не рассчитана также на пробивание брони. Это просто большой тонкостенный металлический баллон, наполненный сильнодействующим взрывчатым веществом и рассчитанный на точное поражение цели.

Задача конструктора авиабомбы сравнительно ясна.

***

Главная цель, к которой стремятся при конструировании бомб любой величины, это мгновенная детонация всего содержимого бомбы. Процесс этот напоминает разжигание костра. В бомбе имеется взрыватель, соответствующий спичке, и отличающийся исключительной чувствительностью. Поэтому взрыватели вставляются в бомбу в самую последнюю минуту — на аэродроме, перед погрузкой бомбы в самолет. Затем идет детонатор, который соответствует бумаге, подложенной в костер. Детонатор менее чувствителен, чем взрыватель, но чувствительней, чем взрывчатое вещество, заполняющее оболочку бомбы.

Обычно детонатор в форме цепочки из таблеток или патронов размещается в канале, оставленном в центре взрывчатого вещества бомбы. Один конец детонатора соприкасается с взрывателем. Вспышка от взрывателя мгновенно переходит на детонатор и охватывает главный заряд, который, фигурально выражаясь, соответствует веткам костра и занимает более 95 процентов объёма бомбы.

Таким образом главная задача конструктора — обеспечить вспышку взрывателя точно в необходимое время и устранить все препятствия для мгновенного распространения взрыва по всему корпусу бомбы.

Если взрыв задержится даже на долю секунды, то бомба потеряет значительную часть своей эффективности.

Таким образом, при заполнении бомбы возникают две главные задачи. Во-первых, смесь, образующая главный заряд, должна всегда быть правильно составлена, иметь правильную консистенцию и быть однородной.

Во-вторых, бомба должна быть тщательно заполнена, с таким расчетом, чтобы после охлаждения взрывчатой смеси не образовалось пустот. В противном случае воздух, содержащийся в них, будет действовать в качестве изолятора и помешает распространению взрыва по всей массе главного заряда. Взорвется только часть содержимого, остальная масса просто сгорит. Отсюда ясно, что смесь должна обязательно заполнить целиком всю внутренность оболочки.

Трудность заключается в том, что одна из составных частей взрывчатой смеси — тол — является плохим проводником тепла. Внешние слои смеси отдают свое тепло в воздух через стальные стенки и затвердевают.

Внутренние части содержимого сохраняют тепло гораздо дольше и сжимаются при охлаждении, часто образуя при этом пустоты. Для предотвращения этого в жидкую смесь добавляют куски уже застывшей массы этого же материала, называемые «бисквитами». Поглощая много тепла, они ускоряют процесс охлаждения и тем самым предотвращают образование пустот.

Все снаряжательные заводы и Британии находятся в ведении Министерства военного снабжения и работают по одной основной схеме, которая обеспечивает максимальную безопасность рабочим и инженерно техническому персоналу.

С этой целью заводские постройки возводятся подальше друг от друга, между всеми цехами оставлены свободные проходы, все здания одноэтажные. Каждый цех, угрожаемый в отношении взрыва, окружен высокой земляной дамбой, которая должна ограничивать действие взрывной волны в случае несчастья.

Широкое размещение заводских построек порождает ряд неудобств и трудностей. Осложняется транспортировка продукции, но в целом такая система, повышающая уверенность рабочих в своей безопасности, устраняющая риск разрушения завода считается правильной и выгодной.

Типичное для Британии предприятие такого рода занимает около двух с половиной квадратных километров, занято на нем свыше 5000 рабочих, причем 90 процентов из них женщины. Здесь кроме всего прочего снаряжаются 1800-килограммовые и 5400-килограммовые бомбы, состоящие на вооружении британской авиация. Заполнение бомб взрывчатым веществом производится в одной из трех секций, на которые разделен завод.

***

Вещества. входящие в состав заряда, поступают с химических заводов уже и готовом для составления взрывчатой смеси виде, однако установлен порядок обязательной проверки образцов, взятых из каждой вновь прибывшей партии заводскими химиками.

Одна из составных частей имеет вид белого порошка, который легко впитывает воду и «спекается». Этот порошок пропускают через мельницу, нагревают в котлах для выпаривания воды и затем просеивают.

Тол представляет собой желтое кристаллическое вещество, которое при нагревании превращается о густую жидкость, напоминающую мед. Эта жидкость идет в нагреватели, которыми управляют девушки-работницы. Особенное внимание уделяется при этом вентиляции, так как испарения нагретого тола ядовиты.

Третья составная часть имеет вид порошка.

Снаряжательный цех напоминает пекарню. Девушки одеты в белые халаты с повязками на голове различной окраски в зависимости от специальности работницы. Работать приходится с покрытой головой, так как пыль от смеси может вызвать кожные заболевания.

Все инструменты сделаны из дерева или алюминия, чтобы исключать возможность искрения при работе. Вдоль одной стены расположена целая батарея мешалок, куда засыпаются составные части. По истечении установленного времени оттуда выливают в банки жидкость, напоминающую серый крем, которым потом заполняют оболочка бомб, стоящие в центре цеха.

Работа производится в три смены, круглые сутки.

***

Здесь, как и на всяком производстве, не исключена возможность в несчастных случаев, однако на снаряжательных заводах опасность эта носит несколько иной характер. Прежде всего здесь меньше механизмов.

Механических процессов при заполнении бомб любой величины немного. Имеются лишь дробилки для одной из составных частей и мешалки. Из мешалок содержимое в жидком состоянии заливается в оболочку бомбы, твердые куски «бисквита» засыпаются ручным способом, а затем смесь утрамбовывается деревянными ступами, опять же ручным способом.

В течение 22 часов происходит процесс охлаждения, после чего оставляются детонаторы.

На описываемом нами заводе содержимое взрывателей производится в другой группе цехов. Это самая опасная работа, так как вещество взрывателей отличается наибольшей чувствительностью.

Этот завод расположен в гуще промышленных городов, и большинство женщин ранее работало на производстве. Из них около 60 процентов замужние. В большинстве это молодежь, но имеется и незначительная часть пожилых женщин, занятых окраской и проверкой патронов.

***

Те, кто работает в начиночных цехах, считают, что их работа лучше, чем в цехах, где производятся патроны, так как в начиночных цехах больше разнообразных операций и работа не носит такого механического характера. Весь процесс перемешивания материала и содержимого оболочки занимает гораздо больше времени.

Рабочие и администрация работают в тесном взаимодействии. Этому способствуют многочисленные заводские объединенные комитеты из представителей рабочих в администрации. По характеру своей деятельности эти комитеты варьируют от производственных до социально бытовых.

Все выборы цеховых старост и рабочих представителей в цехах производятся тайным голосованием. После избрания цеховые старосты, продолжая получать зарплату, в течение недели проходят курс ознакомления с организацией завода. Представителя администрации утверждают, что это способствует экономии времени на производственные совещания.

Цеховые старосты пользуются уважением и рабочих и администрации. Быть избранным считается высокой честью. Администрация стремится к тому, чтобы все на заводе чувствовали, что работают не на администрацию, а вместе с нею в интересах государства.

Много полезной работы проведено также по общему улучшению организации труда. Так, например, мы уже писали, что рабочие снаряжательных заводов подвержены кожным заболеваниям. Строгое соблюдение правил гигиены и чистоты может устранить эту опасность. Каждая работница перед выходом на смену получает специальный крем для лица и мазь для губ. В конце смены она стирает мазь и крем вместе с опасной пылью.

***

В целях популяризации этих мер предосторожности организованы «кабинеты красоты», где предохранительные крем и мазь накладываются в виде крема для лица и обычной губной помады.

В столовых административно-технический персонал и рабочие получают за одну и ту же цену одинаковую пищу.

Имеется одна центральная столовая с небольшой эстрадой для еженедельных концертов, организуемых в обеденный перерыв, и столовые меньших размеров, обслуживающие определенные группы цехов. Обслуживаются все столовые общей центральной кухней.

Отдельные рабочие этого завода уже в третий раз работают на войну. Одна из работниц, 70-летняя женщина, в 1899 году во время англо-бурской войны делала бандажи. В прошлую войну она начиняла снаряды, сейчас она делает взрыватели.

У всех рабочих кто-нибудь из родных на фронте. Наступление на западе вызвало общий подъем. Они знают, что их продукция помогает приблизить день победы.

Дата размещения на сайте 12 сентября 2014 г.

12 09 2014

Обращает на себя внимание подробное описание принципа действия и производства бомб. Широкорад отдыхает :-)

Вячеслав


©AirPages
2003-