Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Асы против асов Воздушные победы Luftwaffe

"Мессершмитты" над Кубанью

Олег Каминский

К концу апреля с кубанского плацдарма на другие участки фронта убыли Stab/ JG3 и III./ JG3. В оставшихся истребительных частях люфтваффе насчитывалось не более 150 самолетов, часть из которых находилась в ремонте. После некоторого затишья 29 апреля в небе Кубани вновь разыгрались воздушные бои, длившиеся часами. В течение дня советская авиация совершила 1268 боевых вылетов. Произошло 42 воздушных боя (по другим данным, 50), по результатам которых нашим летчикам засчитали 74 победы, из них больше половины составляли «Мессершмитты». Например, в советских источниках значатся 8 истребителей, сбитых эскадрильей к-на А.И. Покрышкина из 16-го ГИАП. Командир 402-го полка м-р В.В. Попков сбил 2 и таранил третий истребитель. Штурман 291-го ИАП м-р А.К. Янович сбил один, а затем таранил другой Bf 109. Летчик той же части л-т СВ. Картавенко и летчик 148-го полка сержант Н.Н. Авилов таранили по одному «мессеру». Еще по одному «сто девятому» уничтожили командир 3-го ИАК генерал Е.Я. Савицкий, ст. л-т В.И. Фадеев из 16-го ГИАП, л-т Н.А. Глядаев из 42-го ГИАП и многие другие. Однако в немецких документах снова нет сведений о безвозвратных потерях истребителей в воздушных боях, а фигурирует лишь один поврежденный в схватке Bf 109 (номер неизвестен) из III./ JG52. Правда, один Bf 109G-2 (W/n 14705) из П./ JG3 разбился из-за отказа мотора, еще два таких же самолета (W/n 13469 и 14729) из П./ JG52 столкнулись над своим аэродромом в Анапе. За весь день получили ранения два летчика: фельдфебель Теодор Мор — при столкновении, унтер-офицер Готтфрид Вундке — в воздушном бою. Остается удивляться и задаваться вопросом, на который вряд ли можно получить вразумительный ответ: кого же, собственно говоря, сбивали и даже таранили советские летчики?!

Немцы в тот день заявили о 63 воздушных победах: II./ JG3 — 23 самолета (16 истребителей: 10 ЛаГГ-3 и 6 Як-1); II./ JG52 — 19 самолетов (в том числе 18 истребителей: 6 ЛаГГ-3, 8 Як-1, 1 И-16, 2 «Аэрокобры» и 1 «Киттихаук»); III/ JG52 — 21 самолет (в том числе 19 истребителей: 14ЛаГГ-3, 1 Ла-5, 3 «Спитфайра» и 1 «Аэрокобра»). В то же время, по официальным советским данным, потери составили 27 самолетов. В данном случае снова видим, что немцы преувеличили свои победы почти в 2,5 раза.

К началу мая в группировке немецкой истребительной авиации на Кубани опять произошли изменения. 29 апреля на другие участки фронта убыла I./ JG52, а 1 мая — II./ JG3. На Кубани остались всего две группы из JG52, словацкий и хорватский отряды. 7 мая в Анапу вернулась II./ JG3, но уже через неделю она окончательно покинула Кубань. Ей на смену 16 мая прибыла I./ JG52, и с того дня 52-я эскадра действовала в полном составе. В то же время, советские истребители продолжали получать подкрепления. Так, в мае на Кубань была переброшена 229-я истребительная дивизия п-ка П.Г. Степановича.

С утра 26 мая в воздухе вновь развернулось крупное сражение. Причем, немцам сразу удалось захватить инициативу, во второй половине дня даже нанести сильный удар по войскам Северо-Кавказского фронта, в котором, как говорят советские источники, принимали участие примерно 600 самолетов. По нашим данным, в ожесточенных боях было сбито 67 немецких самолетов, большинство — опять же истребителей. К примеру, группа 45-го полка к-на Д.Б. Глинки сбила 6 «Мессершмиттов», группа42-го ГИАП л-та И.М. Горбунова — четыре, группа 88-го полка ст. л-та А.А. Постнова — один. Кроме того, на рассвете шесть Як-7б из 43-го ИАП подп-ка А.А. Дорошенкова нанесли штурмовой удар по аэродрому Анапа, уничтожив и повредив там 9 вражеских самолетов.

И опять разница между засчитанными советским летчикам победами и задокументированными потерями немцев очень велика. В воздушном бою I./JG52 потеряла только один Bf 109G-2(W/n 14850) и одного летчика унтер-офицера Ульриха Штарка, который не вернулся из полета в район Южной Озерейки. Другой Bf 109G-2 (W/n 13934) той же группы получил повреждения на 40% во время неудачного взлета с аэродрома Гостагаевская. В II./ JG52 были повреждены лишь два «Мессершмитта»: W/n 19922 — на 25% из-за отказа мотора, а подбитый в воздушном бою W/n 19769 совершил посадку на фюзеляж и получил повреждения на 20%. Один Bf 109G-4 (W/n 19766) из III./ JG52 был поврежден на 20% в результате технической неисправности в районе аэродрома Гостагаевская. Как видим, потерь на аэродроме Анапа не значится.

Летчики люфтваффе были в тот день вдвое скромнее советских пилотов и записали на свой счет «всего лишь» 35 побед. I./JG52 — 11 самолетов (в том числе 7 истребителей: 1 ЛаГГ-3. 2 Як-1, 2 «Аэрокобры» и 2 «Спитфайра»): II./ JG52 — столько же (в том числе 10 истребителей: 2 ЛаГГ-3, 5 Як-1, 2 «Спитфайра» и 1 «Аэрокобру»); III./ JG52 — 13 самолетов (в том числе 9 истребителей: 7 ЛаГГ-3, 1 «Аэрокобру» и 1 «Спитфайр»). Кроме того, словакам засчитали 6 побед. По советским официальным данным, потери составили 20 самолетов. На сегодняшний день известно, что, по меньшей мере, 4 из них были истребителями (два Як-1 и две «Аэрокобры»). Среди погибших были два Героя Советского Союза — к-н М.М. Осипов и мл. л-т Н.Д. Кудря.

Ожесточенные бои продолжались до 7 июня, которое и принято считать последним днем кубанского воздушного сражения. На протяжении десятилетий советская историография утверждала, что в этих боях наши летчики нанесли серьезное поражение люфтваффе и уничтожили в воздухе более 800 самолетов, из них примерно 500 истребителей. Еще около 300 самолетов немцы потеряли на земле. По официальным данным, только 812-й ИАП сбил около 50 Bf 109. А ведь на Кубани действовали 25 советских истребительных полков! Довольно большое количество воздушных побед было засчитано и некоторым советским асам. Считается, что по 17 самолетов сбили ст. л-т А.Ф. Лавренов и л-т B.C. Конобаев, по 15 — ст. л-т В.И. Фадеев и л-т А.И. Труд, по 10 и более — к-ны А.И. Покрышкин и Д.Б. Глинка, а также другие летчики. В большинстве случаев в зачет шли именно «Мессершмитты».

Из немецких документов следует, что на Кубани было потеряно ровно 100 «Мессершмиттов» *, в т. ч. 42 уничтоженными и 58 поврежденными, причем в воздушных боях числятся сбитыми всего 28 «мессеров» и еще 20 — получившими различные повреждения.

* - возможно, несколько самолетов остались неучтенными.


Подразделение Уничтожены Повреждены
В воздуш. боях Зенитным огнем По тех. причинам По др. причинам В воздуш. боях Зенитным огнем По тех. причинам По др. причинам
II./JG.3 Три Bf109 W/n 10334,14744, 19448   Два Bf 109 W/n 14705, 10460 Bf109 W/n 13576 (40%) (по другим данным - 13763) Три Bf109 W/n 14820 (50%), 19453 (25%), 19498 (5%) Три Bf109 W/n 13748 (45%) (по другим данным - 13248); 19264 (60%), 14599 (50%) Четыре Bf109 W/n 13884 (50%), 19540 (45%), 14890 (45%), 14719 (35%)
III./JG.3 Два Bf109 W/n 14946, 14955     Bf109 W/n 14842 (80%)
I./JG.52 Семь Bf109 W/n 1381, 13602, 13617, 13781, 13788, 14580, 14850 Два Bf109 W/n 13584, 19555   Bf109 W/n 14619 Два Bf109 W/n 13586 (50%), 14134 (20%) Два Bf109 W/n 13455 (40%), 13596 (20%) Bf109 W/n 13700 (20%) Два Bf109 W/n 13934 (40%), 19536 (35%)
II./JG.52 Десять Bf109 W/n 13688, 14309, 19251, 19454, 19498, 19525, 19527, 19550, 19709, 19745 Два Bf109 W/n 19748 (сбит по ошибке немецкими зенитчиками), 19758 (по другим данным 0988) Два Bf109 W/n 14470, 19512 Два Bf109 W/n 13469, 14729 Десять Bf109 W/n 19335 (70%), 14822 (45%), 14956 (45%)19440 (40%), 19700 (35%), 14877 (25%), 19444 (25%), 19735 (25%), 19598 (20%), 19769 (20%) Bf109 W/n 13720 (40%) Три Bf109 W/n 19235 (30%), 19920 (25%), 19744 (35%) Два Bf109 W/n 19344 (30%), 14966 (50%)
13.(Slow)/JG.52     Два Bf109 W/n 19492 (40%), 14801 (25%)
15.(Kroat)/JG.52     Три Bf109 W/n 13485, 13516, 14545, в том числе два угнаны дизертирами Пять Bf109 W/n 13642 (60%), 13741 (45%), 14032 (35%), 13607 (25%), 13761 (20%)

©AirPages
2003-