Aviation of WWII
Russian English Home
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Ответить Добавить Опрос Послать Тему Печать
Bf 109 E/F против Як-1/7. Стратегическая ситуация. (Прочитано 5744 раз)
Сентябрь 14, 2015 :: 8:05pm

plane   Вне Форума
YaBB Newbies
Авиация Второй
мировой

Сообщений: 34
*
Цитировать 
Bf 109 E / F против Як-1/7 Восточный фронт 1941-1942. /Дмитрий Хазанов и Александр Медведь/

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Адольф Гитлер приказал начать подготовку плана ведения войны против СССР вскоре после того, как была разгромлена Франция в июне 1940 года, и британские экспедиционные силы эвакуировались с европейского континента. Шесть месяцев спустя Гитлер принял окончательное решение начать вторжение. По различным причинам операция несколько раз откладывалась, и, хотя в это время Иосиф Сталин располагал, в основном, достоверной информацией, Сталин не верил своей разведке. Предпоследняя дата немецкого вторжения, полученная от советской разведки, была 15 мая 1941 года, однако вторжения и на этот раз не произошло.

Советское руководство, старалась не замечать провокационные разведывательные полеты немецких самолетов над СССР, пыталось всеми силами избежать войны с Германией, потому что было совершенно очевидно, что Армия, Флот и Военно-воздушные силы Советского Союза не были готовы к войне. Что касается ВВС КА, ситуация была следующей. В 1939-40 годах в серийном производстве были только устаревшие типы самолетов. В 1939 году было произведено 4150, в 1940 году  4657, главным образом, истребителей старых типов,  И-16 и И-153. К концу 1940 года было построено всего в 200 новых истребителей, и пилоты ВВС KA только начали их освоение весной 1941 года.

Зимой 1940-41 годов в СССР была предпринята первая попытка обеспечить полеты боевых самолетов с колесных шасси. До этого времени, зимой на самолеты устанавливались лыжные шасси. Из-за отсутствия снего-очистного оборудования и эффективных способов укрепления заснеженных взлетно-посадочных полос, учебные полеты зимой часто прекращались.

Действительно, средний налет на одного летчика за зиму составлял около десяти часов. Что еще хуже, весна 1941 года была дождливой, в результате чего аэродромы "развезло",  и летная подготовка практически была остановлена до конца апреля. В результате этого, до немецкого вторжения, даже опытные пилоты не имели возможность освоить полученные с заводов  самолеты новых типов.

После неудач Зимней войны с Финляндией 1939-40 годов, было принято решение существенно увеличить число боевых экипажей  самолетов ВВС KA. Чтобы этого достигнуть, в многочисленных летных школах было увеличен  набор. Советские авиационные полки с трехзначной нумерацией чисел, начинающиеся с цифр два и три, были сформированы в 1940-41 годах и были укомплектованы «желторотыми» молодыми летчиками, только окончившими летные школы. Назначенный налет для выпускников школ мирного времени в истребительной авиации составлял 35-55 летных часов, но в действительности, вследствие плохой погоды и нехватки топлива, начинающие авиаторы, входящие во фронтовые отряды (что составило треть всех пилотов) имели гораздо меньший опыт, накопленный на устаревших типах истребителей.
 
IP записан
 
Ответ #1 - Сентябрь 14, 2015 :: 8:10pm

plane   Вне Форума
YaBB Newbies
Авиация Второй
мировой

Сообщений: 34
*
Цитировать 
Стремительный рост числа авиационных полков создал дефицит командного состава. Довольно часто полки находились под командованием капитанов, или даже старших лейтенантов, которые прежде никогда не командовали таким большим подразделениями, не говоря уже о боевом опыте. Такая же ситуация складывалась и на гораздо более высоких уровнях.

Например, в июне 1941 года боевые авиационные подразделения Киевского особого военного округа (примерно 2000 военных самолетов) находились под командованием генерал-лейтенанта Ивана Копец, который в 1939 году был лишь старшим лейтенантом!

К 1941 году подавляющее большинство фронтовых авиационных аэродромов имели травяные взлетно-посадочные полосы, что являлось существенным недостатком для осуществления боевой подготовки. Тем не менее, летом этого года на 200 таких аэродромах начался процесс укладки бетонных взлетно-посадочных полос. Во многих случаях эта работа вызвала концентрацию большого количества самолетов на относительно небольших аэродромах. Инженерные батальоны, день и ночь занятые укладкой бетона, не могли эту же работу выполнить на вспомогательных аэродромах «подскока», предназначенных для перегона самолетов  ВВС KA. В любом случае, их число не было достаточным.

Батальоны аэродромного обслуживания были оснащены автотранспортом только на 30-50 процентов от необходимого количества. Это означало, что если авиационный полк перебазировался на другой  аэродром, его заправщики могли набрать топлива  всего на  два или три полка из оставленной емкости аэродрома, в которой, как правило, оставалось достаточно топлива, чтобы удовлетворить потребности 30 полных полках. Точно так же, при 50 полных зарядок боеприпасов для всего полка, находящихся в арсенале, грузовым транспортом могло быть транспортировано снарядов, пуль, бомб и т.д. только на 1,5-2 зарядки боеприпасов за один раз. При перебазировании, технический состав должен был добираться пешком, или, если повезет, автостопом.

С первых дней войны для Люфтваффе железнодорожная сеть в зоне боевых действий являлась приоритетной целью, так что перевозка железнодорожным транспортом была практически невозможна.

В этот период в советских войсках была распространена печальная шутка, что  Красная Армия сильна, но связь ее убьет. На всех уровнях командования войсками постоянными коммуникационными линиями  были - телефонные и телеграфные линии. Но эти линии были чрезвычайно уязвимы в бою. Радиостанции еще были не совершенны. Кроме того, радио связь между подразделениями войск не использовалась должным образом.

« Последняя редакция: Сентябрь 15, 2015 :: 6:13am от plane »  
IP записан
 
Ответ #2 - Сентябрь 15, 2015 :: 11:33am

plane   Вне Форума
YaBB Newbies
Авиация Второй
мировой

Сообщений: 34
*
Цитировать 
С другой стороны границы в июне 1941 года готовилась к нападению  самая лучшая армия мира, имеющая прекрасно подготовленные нацистские войска с более чем двухлетним боевым опытом. На довольно узких, но решающих направлениях будущих прорывов, вермахт накопил значительное превосходство в войсках и боевой  технике. Для прикрытия и совместного наступления с атакующими танковыми армиями, были созданы Воздушные флоты. На послевоенном Нюрнбергском процессе бывший глава Генерального штаба Люфтваффе, генерал - фельдмаршал Кессельринг, так описывал состояние Люфтваффе перед нападением на СССР:

«Все было сделано, чтобы сделать военнослужащих ВВС Германии, боевые качества своих самолетов, зениток, службу авиационной связи и т.д., в самые мощные военно-воздушные силы в мире.»

...

Расположение подразделений ВВС КА и Люфтваффе накануне операции «Барбаросса» (22 июня 1941 г.)


Аэродромная сеть, созданная в восточной Германии, Польши и частично в Финляндии и Румынии способствовала рассредоточению боевых подразделений, а также маневрированию и сотрудничеству различных Воздушных флотов (Luftflotten). 1-й воздушный флот (669 самолетов, в том числе 203 истребителей) поддерживал группу армий «Север», осуществлявших нападение на прибалтийские республики и Ленинград.  2-й Воздушный флот (1468 самолетов, в том числе 384 истребителей) поддерживал группу армий «Центр», стремящихся к Москве. 4-й Воздушный флот, с 969 боевыми самолетами, в том числе 366 истребителей, поддерживал группы войск  "Юг", нападавших на  Киев и Харьков. В 5-м Воздушном флоте, работающем против СССР, в основном, с финской и норвежской территории, состояло 108 немецких самолетов, из которых 12 были истребители. На Генеральный штаб Люфтваффе работали разведывательные отряды дальнего радиуса действия (51 самолет).

« Последняя редакция: Сентябрь 15, 2015 :: 12:50pm от plane »  
IP записан
 
Ответ #3 - Сентябрь 15, 2015 :: 11:38am

Viacheslav   Вне Форума
YaBB Newbies

Пол: male
Сообщений: 26
*
Цитировать 
Цитата:
На Генеральный штаб Люфтваффе работали разведывательные отряды дальнего радиуса действия

Первоначально в Люфтваффе были созданы два руководящих штаба: Генеральный штаб (нем. Generalstab der Luftwaffe) и Главный штаб (нем. Luftwaffenführungsstab). Весной 1942 года их объединили в Главное командование Люфтваффе (нем. Oberkommando der Luftwaffe)
 
IP записан
 
Ответ #4 - Сентябрь 15, 2015 :: 1:09pm

plane   Вне Форума
YaBB Newbies
Авиация Второй
мировой

Сообщений: 34
*
Цитировать 
В первый день войны в боевых действиях  ВВС КА  приняли участие в четырех Военных округах, особых Балтийском, Западном и Киевском, в Одесском Военном округе вместе с Черноморскими ВВС ВМФ. В общей сложности в ВВС КА этих округов было в общей сложности 5 721 боевых самолетов, при этом только 4998 экипажей.

Это несоответствие было вызвано тем, что некоторые авиационные  полки имели двойные самолеты, в то время как они получали новые типы самолетов, полки по-прежнему использовали «старые» самолеты, которые использовались наряду с «новыми» машинами. Как упоминалось ранее, большинство из последних не были даже распакованы после их поставки с завода. Некоторые из «новых» самолетов перегонялись во фронтовые подразделения «собственным ходом» и ко времени вторжения, 22 июня, находились на промежуточных аэродромах.

Пять штурмовиков Ил-2 в Каунасе оказались захваченными немцами. В течение 48 часов, после их прибытия туда, самолеты стали немецкими трофеями из-за действий местных коллаборационистов, которые препятствовали экипажам самолетов даже осмотреть свои самолеты.

Что касается самолетов Як-1 на линии фронта, в Западном Особом военном округе, только 123-й ИАП имел эти самолеты для усиления (20 Як-1 были доставлены вместе с 61 И-153, с 36 летчиками из 10-й САД (Смешанной авиационной дивизии), переученными на Яки), и в Киевском особом военном округе в 20 ИАП 63-й САД (57 И-153 и 56 Як-1, без летчиков, переученных на последние типы самолетов).

Позади фронтовых авиационных подразделений располагались авиационные дивизии дальнего действия  - четырех авиакорпуса и отдельная авиационная дивизия. Они имели на вооружении 1088 бомбардировщиков  ДБ-3 и 980 экипажей. Наконец, крупные промышленные города и районы Советского Союза, такие как Москва, Ленинград и Баку прикрывались полками ПВО, которые были сформированы еще в июне 1941 года.  В течение первого дня вторжения авиационные дивизии дальнего действия и полки ПВО не  подвергались атакам Люфтваффе.

22 июня 1941 года, в 02-00 часа экипажи специально подготовленной ночной атаки люфтваффе, 637 бомбардировщиков и 231 истребителей, были подняты, чтобы подавить советские авиационные подразделения на своих  аэродромах. Позже, на рассвете, вторая волна из 400 бомбардировщиков и значительно большее число истребителей ударила по пограничным взлетно-посадочным полосам и другим крупным целям. Германского верховное командование намеривалось нейтрализовать советскую авиацию и получить абсолютное превосходство в воздухе, а затем главной силой Люфтваффе перейти на прямую поддержку сухопутных сил.

По немецким данным, в первый день вторжения по плану Барбаросса были уничтожены на аэродромах 888 советских самолетов и 322  самолета были  «просто» сбиты. Оценка, что 22 июня  были уничтожены "более, чем 1800 самолетов» появились гораздо позднее, после произведенных расчетов, что были сделаны с учетом числа захваченных самолетов, в том числе годных к полетам и с небольшими повреждениями,  брошенных на аэродромах во время отступления, и сбитых советских самолетов, которых  обнаружили позднее. Это число было произведено пропагандистским отделом Йозефа Гёббельса, который сделал все возможное, чтобы представить наиболее убедительную картину.
« Последняя редакция: Сентябрь 15, 2015 :: 7:21pm от plane »  
IP записан
 
Ответ #5 - Сентябрь 18, 2015 :: 6:52am

Viacheslav   Вне Форума
YaBB Newbies

Пол: male
Сообщений: 26
*
Цитировать 
нем. Paul Joseph Goebbels, правильное произношение Гёббельс, как оказалось...
 
IP записан
 
Ответ #6 - Сентябрь 21, 2015 :: 12:30pm

plane   Вне Форума
YaBB Newbies
Авиация Второй
мировой

Сообщений: 34
*
Цитировать 
Хотя точное число советских самолетов, уничтоженных 22 июня никогда не будет известно, однако историческим фактом является то, что по сравнению с потерями Люфтваффе, ВВС КА в этот день понесли ошеломляющие потери. В самом деле, боевые и небоевые потери немцев составили всего 78 самолетов,  (плюс 11самолетов  румынской авиации). Еще 89 самолетов требовали ремонта после полученных повреждений в бою. Из этого числа были уничтожены  24 Bf 109, при таком же числе требующих ремонта поврежденных самолетов.

Тем не менее, «веселой охота на Восточном фронте» не получилось. Уже в 10 июля 1941 года, командующий 4-м Воздушным флотом Люфтваффе генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт (Gerd von Rundstedt), в своем рапорте писал:

В районах Бердичев, Шепетовка, Житомир и Новгород-Волынский новые скоростные истребители противника сделали операции Люфтваффе более сложными. То же самое в районе Тернополя. Потери наших летчиков-истребителей высоки, так как русские сражаются яростно.

Русские бомбардировщики, игнорируя массовый зенитный огонь, плотным строем атакуют наши сухопутные войска. Из-за этого Люфтваффе ограничены в своих действиях. От рассвета до заката, в течение всего дня, при атаках вражеских войск и аэродромов, мы постоянно страдаем от советских контратак их истребителей.

В период с 22 июня по 5 июля 1941 года, потери Люфтваффе на Восточном фронте составили 807 самолетов (всего, как потерянных, так и самолетов, получивших значительные повреждения и  не подлежащих восстановлению).

С 6 июля по 2 августа были потеряны еще 843 самолета. Советские потери были значительно выше. В специальном докладе Комитету обороны указывалось, что до 1 августа, советские потери составили порядка 6500 самолетов, в том числе как сбитых, так  и уничтоженных на земле. Основные надежды Советский Союз возлагал на растущие возможностей авиационной промышленности. В августе и сентябре были получены 4500 новых самолетов. Также возлагалась надежда на то, что потери летных экипажей составляли всего около 20 процентов от числа уничтоженных на земле  самолетов.
 
IP записан
 
Ответ #7 - Сентябрь 21, 2015 :: 1:49pm

plane   Вне Форума
YaBB Newbies
Авиация Второй
мировой

Сообщений: 34
*
Цитировать 
...


После достижения предместий Ленинграда и завершения окружения советских войск под Киевом, казалось, что вермахт был близок к окончанию войны. В конце сентября группа армий «Центр» начала наступление против советской столицы. В этот период в Московской области было сосредоточено 1320 самолетов Люфтваффе, в том числе 370 самоолетов Bf 109F и 50 двухмоторных Bf 110. Им противостояли 285 истребителей советской фронтовой авиации и 423 истребителя 6-го ИАК противовоздушной обороны Москвы. К концу сентября 1941 года на службе в ВВА KA в общей сложности было 84 самолета Як-1.

Рассчитывая на падении Москвы и успешное завершение кампании на Востоке, командование Гитлера еще раз начало подготовку к активным боям на Западе.

Действительно, как раз перед советским контрнаступлением под Москвой, 2-ой Воздушный флот Люфтваффе и часть сил 2-го Флигеркорпуса Генерального штаба передислоцировался на Средиземноморский театр боевых действий. В это же время 5-й Флигеркорпус из Ростова-на-Дону передислоцировался в Брюссель. Однако, в условиях изменения обстановки к западу от Москвы, в ближайшее время заставило немецкое командование не только остановить ослабление своей авиационной группировки на Восточном фронте, но и укрепить её.

Например, в соответствии с решением Генерального штаба Люфтваффе VIII Флигеркорпус (Fliegerkorps) был усилен четырьмя Группами бомбардировщиков и Группой ночных истребителей.  К концу года, с начала операции Барбаросса, боевые потери Люфтваффе на советско-германском фронте составили 3827 самолетов - в среднем 650 машин в месяц.
 
IP записан
 
Ответ #8 - Сентябрь 24, 2015 :: 1:27pm

plane   Вне Форума
YaBB Newbies
Авиация Второй
мировой

Сообщений: 34
*
Цитировать 
Между тем, советская промышленность, сильно пострадавшая при эвакуации заводов в восточные районы СССР, по-прежнему обеспечивала ВВС KA новыми моделями самолетов.

В частности, в 1941 году, было выпущено 1233 истребителей Як-1 и 207 истребителей Як-7. В феврале 1942 года руководители авиационной промышленности Германии на основании изучения советских трофейных самолетов отмечали,  что в течение последнего года в авиационной промышленности СССР произошел технический прорыв и советские самолеты по некоторым параметрам могут конкурировать с лучшими самолетами Европы и Америки.

Весной 1942 года в ВВС КА прошли большие организационные изменения. Прежде всего, были сформированы ударные группировки - мобильные отряды, которые могли быть перемещены с одного фронта на другой для укрепления воздушной мощи в каком либо конкретном направлении.

Во-вторых, во фронтовой зоне Военно-воздушные силы были заменены вновь образованными Воздушными армиями – большими авиационными формированиями, в некотором отношении, аналогичных немецким Воздушным флотам (Luftflotten). В-третьих, ВВС КА быстро обеспечивались новыми самолетами. Например, на 1 мая 1942 года в прифронтовых полках уже служило 386 истребителей Як.

...


Расположение подразделений ВВС КА и Люфтваффе в районе Сталинграда в октябре 1942 года.


К сожалению, одновременно с реформированием ВВС KA, на южном направлении  советско-германского фронта было предпринято новое массированное  немецкое наступление, имеющее серьезные последствия. Хотя, как это было в 1941 году, не было никаких крупномасштабных окружений, 4 и 6 танковым армиям Вермахта удалось достичь Сталинграда и Кавказа, и в это же время 11-я армия взяла Севастополь. К середине лета 1942 года на усиление истребительной авиации Люфтваффе стали поступать новые истребители Bf 109G-2. Боевые возможности «Густава» были значительно больше, чем у «Фридриха», в основном из-за своего нового, мощного двигателя, DB 605A. Яки также получили новый, более мощный двигатель, М-105ПФ, но он оставался примерно 200 л. с. менее мощным, чем немецкий двигатель. Следовательно, советские летчики-истребители в воздушном бою опять оказались в невыгодном положении против своих коллег из Люфтваффе.
« Последняя редакция: Сентябрь 24, 2015 :: 6:22pm от plane »  
IP записан
 
Ответ #9 - Сентябрь 24, 2015 :: 6:16pm

plane   Вне Форума
YaBB Newbies
Авиация Второй
мировой

Сообщений: 34
*
Цитировать 
Катастрофическим летом и в начале осени 1942 года ВВС КА понес тяжелые потери. Резерв летчиков-истребителей, которые начинали обучение еще в предвоенные годы, был исчерпан, и молодые новички, поступающие в боевой части часто имели только по пять-десять часов налета на истребителях. В этих условиях для немецких асов, практикующих метод «свободной охоты,  баллы, получаемые за сбитые самолеты, начали расти. Тем не менее, генерал-лейтенант дер Флигер Вальтер Швабдиссен, командир 5-го дивизиона  Jagd отмечал:

Вопреки событиям 1941 года, когда советская авиация едва избежала катастрофы, и, несмотря на то, что Русские ВВС продолжают нести тяжелые потери, лето 1942 не принесло решающего поворота в балансе господства в воздухе, и ситуация для русских, по крайней мере, не ухудшилась - факт свидетельствующий о растущем потенциале ВВС Красной Армии.

В течение этого периода Люфтваффе также понесли потери. В период с 1 мая по 31 августа 1942 года, его суммарные потери составили 4460 самолетов. В мае, ведущий боевые действия  4-й Воздушный флот имел 307 боеготовых самолетов Bf 109, но в сентябре, во время кровавых битв за Сталинград, этот показатель сократился  до 213 - на треть меньше. Общее количество немецких одномоторных истребителей на фронте в это время составляло 554.

19 ноября 1942 советские войска начали внезапное контрнаступление, окружив 6-ю армию генерала Фридриха Паулюса в районе Сталинграда, вместе с некоторыми частями 4-й танковой армии. До 300 000 человек оказались в окружении. На 19 ноября 1942 г.  в составе Воздушных армий и авиационного корпуса резерва Генерального штаба насчитывалось 366 истребителей Як-1 и 351 Як-7. Общее количество построенных истребителей Яковлева в 1942 году составило 3474 истребителей Як-1,   2426 Як-7 и 59 Як-9.

Во время советского контрнаступления под Сталинградом и воздушной блокады окруженных вражеских сил, советские летчики совершили 35 929 боевых вылетов. В тот же период немцы совершили только 18 500 вылетов, потеряв при этом 1416 самолетов в воздухе и на земле. Генерал Швабдиссен (Schwabdissen) отмечал:

Битва за Сталинград ясно показала рост превосходства ВВС РККА, которое оказалась решающим фактором, серьезно подрывающим немецкое превосходства в воздухе.
Даже высокие летные навыки немецких летчиков, постоянно превосходящие русских, не могут повлиять на изменение этой ситуации.
...

« Последняя редакция: Сентябрь 25, 2015 :: 12:59pm от plane »  
IP записан
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Ответить Добавить Опрос Послать Тему Печать