Air Pages
http://www.airpages.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl
Главная >> HELP. Помогите найти. >> Вопрос по эксплуатации авиакомпасов ВоВ.
http://www.airpages.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1352165636

Сообщение написано =ARTUR= в Ноябрь 6, 2012 :: 5:33am

Заголовок: Вопрос по эксплуатации авиакомпасов ВоВ.
Создано =ARTUR= в Ноябрь 6, 2012 :: 5:33am
Уважаемые знатоки авиации! У меня возник вопрос , на который никак не могу найти ответ. Во время Второй Мировой на самолётах устанавливались различные компасы. Среди них и простые - магнитные и более сложные - дистанционные электромагнитные. Я перерыл весь интернет , нашёл много литературы о принципах действия и схемах этих устройств. Но нигде не могу найти информацию о правилах эксплуатации. Например Bf-109 F был оснащён Дистанционным Электрическим компасом Патина . Но как им пользовались? Какие указатели были подвижны , какие нет? Какие указатели ,за что отвечали? Вроде на них можно было выставить нужный курс . А как это делалось? Подобные компасы были на Американской технике , а как они работали? А на Советской технике?
Буду благодарен за любую информацию или ссылку . спасибо.

Заголовок: Re: Вопрос по эксплуатации авиакомпасов ВоВ.
Создано Uhu в Ноябрь 6, 2012 :: 2:06pm
Немного об оборудовании самолетов здесь:
Оборудование самолетов

Простейший индукционный магнитный компас, как на "Эмиле", установлен в приборной доске и подвержен действию собственных магнитных полей самолета:
Фиг 55. Приборная доска

Гиромагнитный компас свободен от этих недостатков:
Гиромагнитный компас

При наличии радиокомпаса навигация самолета упрощается. Во время войны использовались радиополукомпасы, если не вдаваться в подробности, то при использовании только рамки, без шлейфовой антенны, радиополукомпас имеет неопределенность на 180°.

Если просто о навигации по радиокомпасу, то радиомагнитные индикаторы самолета, именно такие используются на самолете для полета по приводам, имеют поворотную шкалу магнитного (гиромагнитного) курса и стрелку радиокомпаса, показывающую так называемый курсовой угол радиостанции (КУР).
При этом, если самолет развернуть так, чтобы КУР и магнитный курс самолета совпадали ("КУР на ноль", т.е. стрелка радиокомпаса вверх), то самолет будет лететь на приводную радиостанцию, т.е. на свой аэродром...

Заголовок: Re: Вопрос по эксплуатации авиакомпасов ВоВ.
Создано =ARTUR= в Ноябрь 6, 2012 :: 3:32pm
Большое спасибо за отклик. Но к сожалению по ссылкам , как и везде - общая информация. Подробной нигде нет.

Заголовок: Re: Вопрос по эксплуатации авиакомпасов ВоВ.
Создано Филин3 в Ноябрь 11, 2012 :: 7:43pm
Для компасов, используемых на самолете, используются Руководства по летной эксплуатации и Руководства по технической эксплуатации. В первом соответственно описываются инструкции летчику, во втором инструкции по эксплуатации, касаемо проверки при техническом обслуживании, списывания девиации и пр.
Однако для магнитного компаса трудно сейчас придумать что-либо новое.  :-?

Заголовок: Re: Вопрос по эксплуатации авиакомпасов ВоВ.
Создано =ARTUR= в Ноябрь 12, 2012 :: 2:32am
Ну меня скорее интересует , как они (компасы ) работали . Я уже упоминал про компас Патина. Это тот самый , что с силуэтом самолётика в центре . Люфтваффе ставили его на многие самолёты. В одном авиасимуляторе увидел , на мой взгляд , не правильную его работу и задумался - а как они работали на самом деле? Двигался ли "самолётик" по кругу , или круг вокруг неподвижного силуэта , или всё вместе? На многих фотках видел ещё какие то стрелки ...Предположил , что это настраиваемый указатель требуемого курса ...Но это только мои догадки. И не подтвердить , не опровергнуть не могу - совершенно отсутствует какая либо информация... И это по моему очень странно .. Если нужно , в инете можно найти всю последовательность действий при взлёте , либо формы боевых построений и т.д. А элементарную инфу по пользованию компасом для навигации , на различных самолётах - не найти..

Заголовок: Re: Вопрос по эксплуатации авиакомпасов ВоВ.
Создано Uhu в Ноябрь 12, 2012 :: 1:12pm
Дистанционные компасы Патин, Магнесин отличались способом передачи положения магнитного индукционного датчика, картушки, читай магнитного курса самолета, на индикатор в кабине.
При этом предпочтительней считалась система, при которой стрелка прибора, самолетик, вращался и показывал магнитный курс. (Мы вероятно знаем, что у самолета есть истинный, относительно географического меридиана, магнитный и компасный курс).
В современных самолетах это осуществляется сельсинной системой, питаемой от переменного тока 36 Вольт, поэтому рекомендую не забивать голову названиями, которые сейчас никто не знает и не рассматривать их работу.
В букваре "Приборы на самолете" Браславского, Логунова 1941 г, 1947 г эти системы рассматриваются, при желании можно ознакомиться.
Так что предлагаю рассмотреть работу компасов в принципе, тогда в авиасимуляторах, видя, как работает компас самолета, Вы сразу поймете, что к чему:
1) Компас Индукционный, во время войны КИ-11, сейчас КИ-13, так называемый "бычий глаз", устанавливается в кабине, оптимально в центре вверху на переплете фонаря кабины, для уменьшения влияния "железа" и полей самолета.
Показывает магнитный курс в градусах относительно центральной метки и картушка компаса располагается в нем самом, внутрь компаса заливается незамерзающий лигроин.
2) Дистанционный компас, показывает положение магнитного датчика, расположенного в консоле крыла посредством следящей системы, при этом, как правило, стрелка вращается и показывает магнитный курс по внешней шкале. Сейчас такие на самолетах не применяются.
3) Гиромагнитный компас, в нем положение оси гироскопа корректируется по магнитному меридиану.

Cовременный самолет имеет два магнитных индукционных датчика, оптимально на консолях крыла, два гироагрегата, и его курсовая система таким образом состоит из двух полукомплектов, показывающих курсы на два различных навигационных прибора (НПП).
При этом вращается внутренняя шкала и относительно верхнего индекса считывается курс. Ручкой устанавливается индекс (счетчик) заданного курса.
4) Теперь немного подробнее о радиокомпасах. В радиокомпасе стрелка на радиомагнитном индикаторе (индикаторе курсовых углов) показывает курсовой угол радиостанции. При этом на самолет устанавливается два радиокомпаса, один настраивается на ближний привод, другой на дальний. Поэтому, если вы увидите на приборной доске указатель с двумя стрелками, то это он и есть. Он по внешнему виду меньше прибора НПП, и его внутренняя шкала также вращается и показывает курс самолета относительно верхнего индекса (для верности перекрестно от курса на НПП, т.е. для левого ИКУ с правого гироагрегата и наоборот).

В литературе можно прочитать об определении местоположения самолета по КУР-ам двух различных приводных станций, но тут можно только склонить голову перед навигаторами ВОВ, выполняющих сие действо в отсутсвии более точных средств навигации.

Можно отметить, что навигация по магнитному компасу в принципе не может быть точной. Для вычисления пройденного пути и определения своего местоположения нужно учитывать магнитное склонение, воздушную скорость, скорость ветра (скорость ветра и его угол относительно воздушной скорости для определения путевой скорости, если более точно, то угол сноса, т.е. угол между истинной воздушной и путевой скоростью), при этом следует учитывать большие погрешности от девиации. Да и доплеровские измерители скорости и сноса стали применяться совсем в другое время, а во время ВОВ эти величины определялись по оптическому прицелу бомбометания по наземным ориентирам с использованием так называемого ветрочета и счетной аэронавигационной линейки.
При этом погрешность вносили апериодические кол##ания (мой форум увидел в этом слове матерную составляющую и отказался его полностью писать  :o) картушки, вызванные коле-банием самолета вокруг его осей и изменением режима...

Заголовок: Re: Вопрос по эксплуатации авиакомпасов ВоВ.
Создано Филин3 в Ноябрь 13, 2012 :: 5:10am
Вероятно я не скажу ничего нового, но тема по ходу обязывает. В современной навигации не требуются штурмана, и их сложная теоретическая подготовка тоже никому не нужна.

Современный летчик - это оператор вычислительной машины. Навигация осуществляется по частным ортодромиям. В машину вводятся координаты промежуточных пунктов маршрута (ППМ) и она сама вычисляет остаток до ППМ и отклонения от ЛЗП - линии заданного пути. В соответствующей ячейке можете просмотреть заданный путевой угол (ЗПУ), его машина тоже вычислит за вас. Пройденный путь считывается от допплеровского измерителя скорости и сноса, на современных "цифровых" самолетах от бортовых инерциальных систем. Полет по маршруту осуществляется по буржуйской GPS (про нашу G L O N A S S наверное слышали) и VOR-овским маякам, заход по приводам ...

Заголовок: Re: Вопрос по эксплуатации авиакомпасов ВоВ.
Создано =ARTUR= в Ноябрь 17, 2012 :: 6:27am
А инструкции пилоту есть где нибудь??? Ну типа - "при помощи , такой то , рукоятки , проверните указатель курса , на такой то курс..." . Понимаете о чём я ? Принцип действия различных компасов мне понятен , но меня интересует , как с ними работали пилоты.?..Что именно видели пилоты и по каким указателям ориентировались? Чем отличались различные компасы друг от друга ?На какаих самолётах , какие компасы устанавливались? С простыми , типа "бычий глаз" , всё более мение понятно интуитивно , а вот с теми , что сложней совсем запутался.
Тем не мение , спасибо Вам большое , что прояснили для меня некоторые вопросы. Теперь я могу с уверенностью говорить , что в том симе , компас работал не правильно..

Заголовок: Re: Вопрос по эксплуатации авиакомпасов ВоВ.
Создано Uhu в Ноябрь 20, 2012 :: 9:57pm

Цитировать:
Теперь я могу с уверенностью говорить , что в том симе , компас работал не правильно..

Насчет того правильно ли работал указатель в авиасимуляторе. Еще несколько слов...
Я говорил о принципах работы индикаторов курсовых систем современных самолетов. Именно так должны работать навигационно-пилотажные приборы в современных самолетах и соответственно в симуляторах.
Так системы БСФК-1, стоящие на Як-42, Ил-86 имеют именно такие шкалы на соответствующих индикаторах.
Именно они взяты за основу и на "цифровых" самолетах типа Ту-204, Ил-96, Ан-148. У них на правых дисплеях КИНО - комплексных индикаторах навигационной обстановки вы в основновном режиме видите изображение НПП - навигационного пилотажного прибора, у которого вращается центральная шкала курса, как на магнитном, так называемом главном  компасе А-4 времен ВОВ.
В положение АРК - авиационного радиокомпаса - изображение ИКУ - индикатора курсовых углов, (по другому РМИ - радиомагнитного индикатора) также вращается шкала курса в центре и вы видите на нем еще две стрелки, показывающие КУР-ы - курсовые углы радиостанции.
Одиночная стрелка первого АРК, двойная второго. Причем это является стандартом для наших и зарубежных самолетов.
На самолетах с ТКСП, (или более ранней КС-6) вы можете увидеть указатель штурмана, большой круглый прибор с ценой деления в 1 градус и вращающейся стрелкой, показывающей курс, и вращающийся индекс ЗПУ или заданного курса.
Что касаемо индикаторов в симуляторов ВОВ, то вероятно нужно разбираться с каждой системой и самолетом конкретно.
Ну а соответствующие инструкции и описания времен ВОВ - большая редкость. Для того, чтобы разобраться с работой в действующем симуляторе этой информации вероятно должно быть достаточно.

В ближайшее время размещу некоторые главы из вышеозначенной книги по приборам самолетов ВОВ, издание 41 года, переизданное в 47 году...

Заголовок: Re: Вопрос по эксплуатации авиакомпасов ВоВ.
Создано Uhu в Ноябрь 23, 2012 :: 5:43pm
В предыдущих постах расместил ссылки на соответствующие разделы в книге "Приборы на самолете".
Теперь понятно, что в указателе компаса Патин в центре шкалы двигался диск с изображением стрелки - самолетика.
Теперь о дистанционном компасе ПДК-44. В нем в полете ручкой задатчика курса на указателе компаса летчик устанавливает заданный курс, поворачивая шкалу курса.
При установленной таким образом шкале, когда самолет летит по курсу, стрелка прибора направлена вверх, на среднюю часть задатчика курса. Отклонение самолета вправо или влево от заданного курса отмечается отклонением стрелки прибора также вправо или влево, что указывает пилоту нужное направление разворота для приведения самолета на курс.

Все-таки следует еще раз отметить что какая-либо серьезная навигация с использованием только магнитных (а не гиромагнитных) компасов невозможна. Слишком велики ошибки и летчику придется постоянно сверяться с картой для определения своего местоположения и коррекции курса.
Локаторов, позволяющих диспетчеру засечь местоположение и "векторить" самолет тогда еще не было.

Заголовок: Re: Вопрос по эксплуатации авиакомпасов ВоВ.
Создано =ARTUR= в Ноябрь 24, 2012 :: 5:22pm
Благодарю за Ваши советы. В том симе , что я говорил , речь шла как раз о компасе Патина с силуэтом самолёта, установленном на Bf 109 F2 ...Так вот - там , силует самолёта в центре , всегда направлен на букву N на шкале азимута и крутится вместе с этой шкалой...А указатель требуемого курса неподвижен и направлен строго вверх. Всё это меня озадачило и именно поэтому я стал искать инфу , чтоб доказать разрабам , что это не правильно и нужно менять.

Заголовок: Re: Вопрос по эксплуатации авиакомпасов ВоВ.
Создано Leader в Ноябрь 27, 2012 :: 3:14pm
По гиромагнитному американскому компасу вроде бы все понятно.
А как такие компаса работали у нас?

Заголовок: Re: Вопрос по эксплуатации авиакомпасов ВоВ.
Создано Uhu в Ноябрь 27, 2012 :: 10:04pm
Если американский гиромагнитный датчик на Б-29 запитывался от преобразователя напряжения частотой 400 Гц и через сельсинную систему передавал положение гиромагнитного датчика потребителям, собственно как и должно быть, то на советских самолетах стояли гироскопы с питанием от воздуха  да и магнитные датчики располагались на самом гироскопе.
Вы мне скажите, что "воздушных гироскопов" не бывает! Бывает, на Ли-2 стояли такие гироскопы, а от них отказались в конце 60-х.

Заголовок: Re: Вопрос по эксплуатации авиакомпасов ВоВ.
Создано Uhu в Ноябрь 28, 2012 :: 8:34am
Вопрос в тему по определению угла сноса и путевой скорости, некоторые дополнения по размещению ОПБ на самолете.
По отзывам в контакте, можно сделать выводы, что такая штука была некоторым анахронизмом на уже скоростных самолетах ВОВ.
Предлагаю к рассмотрению следующий рисунок с расположением прицела ОПБ-2М на самолете Пе-8 (на рисунке поз 6).
На дополнительном фото приводится только подпятник, т.е. прицел мог устанавливаться для целей навигации, как в кабине штурмана, за 2-м шпангоутом, так и переставляться вперед, сразу за переплетом остекления  кабины штурмана, при бомбометании.

Заголовок: Re: Вопрос по эксплуатации авиакомпасов ВоВ.
Создано Uhu в Декабрь 1, 2012 :: 10:43pm

Цитировать:
Ну типа - "при помощи , такой то , рукоятки , проверните указатель курса , на такой то курс..."


Касаемо того, "чего куда крутить", некоторую инфу по ручкам на гирополукомпасе можно почерпнуть отсюда:

Гирополукомпас для автомата курса АП-42..

Гирополукомпас имеет две круглые шкалы (картушки), разделенные на 360°.
   Нижняя шкала является шкалой гироскопа и может быть установлена на желаемое деление при помощи арретирующего механизма. Для того чтобы повернуть эту шкалу, нажимают на кнопку арретира, а затем плавно поворачивают ее в желаемую сторону.
   Верхняя шкала, или шкала обратной связи, связана: 1) с коллектором, 2) через шестерни и диференциал с кнопкой разворота, служащей для разворота самолета при включенном автопилоте, и 3) через тросик обратной связи с рулем поворота самолета.
   В том случае когда цифры двух шкал совпадают, сопла коллектора перекрываются поровну заслонкой, связанной с гироскопом.

Заголовок: Re: Вопрос по эксплуатации авиакомпасов ВоВ.
Создано TeneBrifer в Июль 28, 2014 :: 1:43pm
Очень интересная информация, спасибо =)

О программе. Powered by YaBB Copyright © 2000-2010. All Rights Reserved.
Вернуться на сайт www.airpages.ru